Проблема создания художественного образа в скульптурном портрете

Название работы: Проблема создания художественного образа в скульптурном портрете

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Культурология

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Особенности развития и создание художественного образа в скульптурном портрете 6

1.1. Значение стилевых особенностей эпохи в создании художественного образа в скульптурном портрете 6

1.2. Проблема выбора средств выразительности в создании художественного образа в скульптурном портрете 28

Глава II. Скульптурный портрет в художественной педагогике 38

2.1. Скульптурный портрет на занятиях ИЗО в основной школе 38

2.2. Скульптурный портрет в художественной педагогике Б. М. Неменского 48

Заключение 56

Список использованной литературы 60

Выдержка:

Введение:

Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств. Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты. Один из основных жанров скульптуры – портрет.

Скульптурный портрет - изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ.

В скульптурном портрете художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

В изображении человека — главного героя искусства — возможности скульптуры огромны. В мировой и нашей отечественной скульптуре есть ярчайшие произведения, изображающие человека с его богатым и сложным внутренним миром, его переживаниями. Произведения скульптуры отображают героические, ратные и трудовые дела человека, его волю, энергию, беспредельные творческие возможности.

Отвечая на вопрос "Что такое скульптура?", великий французский философ-материалист XVIII века Д. Дидро сказал: «Это сильная муза, но молчаливая и скрытная». И в самом деле: понимать скульптуру несколько труднее, чем живопись, к которой мы больше привыкли, так как она может более широко, наглядно и красочно отражать окружающий нас мир .

Скульптура - один из видов изобразительного искусства. Как и всякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный мир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами. Художественные особенности в скульптурном портрете разбираются в достаточно большом объеме работ, однако вопросов специфике художественного образа в скульптурном портрете посвящено небольшое число работ. Особенно важен этот вопрос с методической точки зрения. В качестве основных критериев оценки объекта восприятия в скульптурном портрете выделяются представления о качествах, которыми, по мнению субъекта восприятия, должен обладать персонаж. В связи с этим основное внимание уделяется психолого-искусствоведческому анализу личности героя. Взаимодействие субъекта и объекта восприятия тождественно целенаправленной активности индивида и выступает как деятельность. Разбору художественных особенностей скульптурного портрета, его специфическому художественному языку, его творческим возможностям, технике его создания, а так же возможностям использования скульптурного портрета в преподавании изобразительного искусства в основной школе посвящена данная работа

Глава 2:

Скульптурный портрет в основной школе призван сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной скульптуры. В методике преподавания ИЗО указывается на познавательную функцию скульптурного портрета, который четко реагирует на тончайшие нюансы в тех отношениях, которые возникают между человеком и породившей его средой, между микромиром индивидуального опыта и многослойной структурой общественной практики. Эта реакция проявляется не только в присутствующих формах портрета. Не менее красноречивым свидетельством порой бывает и отсутствие тех или иных его типов. О внутренней жизни жанра свидетельствует и появление новообразований, и трансформация традиционных типов портрета, и то, как на проблемы современности реагирует вся система эстетических представлений данного жанра. Во многих разделах школьных курсах ИЗО идет речь о целых эпохах, когда скульптурный портрет существовал почти исключительно в формах репрезентативных.

Особое значение скульптурный портер в курсе изобразительного искусства основной школы имеет в как средство наглядности. Известно, что наглядность или зрительный ряд – необходимое условие для результативной работы педагога.

Скульптурный портрет имеет особый набор художественно-выразительные средства, который не присущ другим видам изобразительного искусства, это:

1. построение объемной или рельефной формы,

2. пластическая моделировка (лепка),

3. разработка силуэта,

4. фактуры,

5. цвета.

В целом скульптурный портрет помогает развивать у учащихся: самостоятельность (фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память), динамичность (отражает развития фантазии и воображения), эмоциональность (показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому), выразительность (фиксируется по наличию художественного образа). Изучение скульптурных портретов дает еще и прекрасную возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах человеческой жизни.

Специалисты отмечают, что один из видов художественной техники – скульптурная техника, особенно ярко подчеркивает внутренне выражение во внешнем. Использование скульптурной технологии и применение разнообразных художественных материалов на уроках ИЗО значительно повышает интерес к урокам, способствует развитию фантазии, художественного вкуса и творческих способностей, обогащает возможности детей .

Таким образом, в Государственном стандарте для основной школы отмечается особое значение скульптурного портрета в художественном образовании, в тоже время не во всех общеобразовательных Программах предусмотрены разделы и темы, посвященные скульптурному портрету. На наиболее распространенных программах по Изобразительному искусству (Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой) существуют достаточно широкие возможности для использования скульптурного портрета.

Заключение:

Материал, рассмотренный в данной работе, позволяет сделать следующие обобщения.

Скульптурный портрет один из древнейших жанров искусства. Первые образцы скульптурного портрета относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.

Идеализированные скульптурные портреты создавались в Древней Греции. В собственном смысле слова портретный жанр распространился в изобразительном искусстве Древнего Рима. Для римского скульптурного портрета характерно пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, психологизм, проникновение во внутренний мир портретируемого.

Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности.

Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.

На развитие скульптурного портрета оказывают влияние локальные традиции, проявляющихся и в приемах портретного обобщения и в стилистике, и в типологических свойствах скульптурного портрета, а также в самой пропорции портретного видения по отношению к другим формам пластического воплощения образа или идеи.

Похожие работы на данную тему