Отчет по практике в МДОУ «Солнышко»

Название работы: Отчет по практике в МДОУ «Солнышко»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Отчет по практике

Предмет:

Педагогика

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Теоретико –методические основы воспитания 6

Реализация индивидуального подхода в воспитании дошкольника 6

Глава 2. Практическое исследование учета индивидуально - психических свойств ребенка при воспитании 15

2.1. Организация исследования по диагностике темперамента 15

2.2. Содержание занятий с учетом особенностей темперамента детей 20

2.3. Педагогическое воздействие на детей с различными типами темперамента 30

Заключение 47

Список литературы: 53

Приложение 1 55

Приложение 2 56

Выдержка:

Введение:

Актуальность проблемы. Проблема формирования личности является важным аспектом ее изучения. Ни одна законченная теория личности невозможна без описания механизмов, движущих сил и условий развития личности. Поэтому вопросы формирования характера, как составной части личности, являются актуальными на протяжении всей истории изучения человека.

На важность детства в формировании личностных особенностей указывают все современные исследователи личности. Однако вопрос о механизмах, лежащих в основе данного процесса до сих пор остается открытым. В психоаналитической традиции формирование личностных особенностей связывают с особенностями реализации инстинктов. В бихевиоризме особую роль в формировании индивидуально –типологических особенностей отводят механизмам подкрепления, а также процессам подражания и имитации. В когнитивной психологии формирование личности объясняется отчасти процессами созревания мозговых структур, а отчасти воспитанием.

В последние годы происходит реформирование системы образования. В отечественной психологии методологической основой для изучения процесса формирования индивидуальных черт личности становится теория деятельности. В рамках данной теории считается, что формирование личности человека обусловлено социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью, которые являются уникальными для каждого возрастного периода. В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Глава 2:

Согласно полученным данным в контрольной группе отмечаются положительные сдвиги в уровне развития когнитивных процессов и обученности дошкольников. В уровне мотивации дошкольников значимых изменений в результатах полученных до и после проведения программы не обнаружено.

Таким образом, можно отметить, что используемая в ДОУ образовательная программа способствует развитию интеллектуальных способностей и обученности (т.е. уровня развития знаний, умений и навыков требуемых культурой). Эти параметры изменились как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако, значения Т-критерия, отражают не только направленность, но и выраженность изменений. Чем он больше, тем изменения значительнее. В экспериментальной группе изменения в уровне интеллектуальных способностей и обученности оказались выше, чем в контрольной группе ( 2,521>2,371; 2,524>2,207).

Отдельно хотелось бы отметить тот факт, что учет индивидуальных особенностей дошкольников приводит к формированию у них познавательных мотивов, к их доминированию в иерархии мотивов дошкольников. Возможно, здесь отражается тот факт, что учет типа темперамента в процессе воспитания делает занятия для детей приятными и следовательно желательными. На занятия, которые не представляют психологических трудностей детям хочется идти. Отсюда, возможно, и более высокие показатели в изменениях когнитивной сферы и обученности дошкольников из экспериментальной группы.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что учет индивидуально-психических особенностей дошкольников в процессе воспитания позволяет получить более высокие результаты чем стандартная образовательная программа, используемая в ДОУ.

Таким образом, в ходе исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

Заключение:

Проведенное исследование подтвердило свою актуальность теоретическую и практическую значимость.

В первой части исследования был осуществлен анализ теоретических подходов к проблеме темперамента, его различных типологий и особенностей типов. Данная проблема разработана в трудх И.П. Павлова, Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина, Я. Стреляу

С психолого- педагогической точки зрения рассмотрен взгляд на психологические особенности дошкольного возраста таких авторов как Л.С. Выготский, В.Б. Эльконин, М.И.Лисина и ряда других. Анализ литературы по возрастным особенностям изучаемого периода позволил утверждать, что для детей старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому через игровую деятельность наиболее ярко выявляются темперамент, его особенности.

Все это выявило необходимость практического изучения и апробации теоретических выводов на практике.

Кроме этого в контексте изучаемой проблематики рассмотрены особенности проявления типов темперамента у дошкольников в ходе их взаимодействия с воспитателями и сверстниками.

Все дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства. В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками.

Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь достаточно устойчивые и постоянные индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка жизни Что касается индивидуальных особенностей в динамике протекания эмоционально волевых процессов, то есть некоторые данные, показывающие, что они впервые проявляются в раннем детстве и сохраняются на протяжении длительного периода жизни. Индивидуальные особенности эмоционально-волевых процессов, характеризующие темперамент, вопреки традиции, идущей от Канта, нельзя сводить только к скорости и силе эмоционально-волевых процессов. Круг этих особенностей должен быть значительно расширен в соответствии с основными свойствами общего типа высшей нервной деятельности.

Похожие работы на данную тему