Прием списывания как средство обучения грамотному письму

Название работы: Прием списывания как средство обучения грамотному письму

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

55 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обучения орфографии 6

1.1 Лингвистические основы обучения орфографии 6

1.2 Структура орфографического навыка 13

1.3 Списывание как прием обучения грамотному письму 18

1.3.1 История распространения приема списывания в русской школе 18

1.3.2 Списывание как эффективный вид упражнения по орфографии 20

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы 27

2.1 Сопоставительный анализ учебников с точки зрения использования списывания 27

2.2 Разработка методических рекомендаций по выполнению упражнений на списывание 30

2.3 Организация опытного обучения в первом классе на основе методики М.С. Соловейчик 42

Заключение 52

Список литературы 54

Выдержка:

Введение

Данная дипломная работа посвящена изучению способов обучения орфографии в начальной школе, а именно приему списывания.

Орфографическая грамотность школьников является одной из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Несмотря на столь долгое существование данной проблемы, вопрос орфографической грамотности до сих пор не решен и вряд ли может быть решен окончательно. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных.

В дидактике существует много книг и статей, помогающих разобраться в лингвистических, психологических и методических основах обучения грамотному письму. Однако, несмотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, проблема продолжает оставаться актуальной. Актуальность данного исследования в свою очередь заключается в том, что прием списывания, как одно из самых распространенных упражнений, наиболее часто применяется на уроках русского языка в школе, а в домашней работе доля упражнений на списывание составляет практически 100%, но результаты, получаемые от выполнения подобных упражнений, не полностью удовлетворяют ожидания преподавателей. Поиск наиболее эффективных методов и приемов обучения русскому языку на научных основах продолжается и в настоящее время. В трудах русских методистов и психологов проводится дифференцированное освещение вопросов методики обучения грамматике и правописанию. Методы и приемы обучения разрабатываются применительно к изучаемому материалу, в зависимости от школьного возраста детей, от этапа и задач изучения данного материала.

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы

2.1 Сопоставительный анализ учебников с точки зрения использования списывания

В настоящее время рынок учебных печатных изданий изобилует разного рода пособиями, учебниками, методическими справочниками для начальной школы. Каждое пособие опирается на определенную методику обучения и направлено на развитие и совершенствование различных навыков и умений учеников начальных классов. Учебник по русскому языку для учащихся начальной школы ставит своей целью дать учебный материал, наилучшим образом обеспечивающий выполнение программы по русскому языку и тем самым способствующий На книжном рынке в последние годы появилось большое количество книг по обучению правописания, причем “быстрому” обучению. Предлагаются тесты, сборники диктантов и изложений, а также созданы вариативные учебники по русскому языку. Словом, недостатка в учебно-методической литературе нет. Но вместе с тем вечные проблемы с развитием орфографической зоркости почему-то остаются и их надо решать.

Прием списывания является основным приемом, который используется практически во всех обучающих письму пособиях для начальной школы, вот лишь некоторые из них: в качестве текстов для списывания можно использовать пособия И.П. Старагиной "Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го и 2-го класса" и "Тексты для списывания" .

В пособии И.П. Старагиной «Тексты для списывания» основной упор сделан на списывание с целью закрепления новых знаний по грамматике или орфографии, сопровождаемое заданиями по данной теме. Таким образом, прием, использованный в большей части упражнений, это списывание, осложненное различными заданиями.

Список литературы

1. Адамович Е.А. Списывание с книги как прием обучения грамотному письму. – М.: Айзис-Пресс, 2005.

2. Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. – 2009 - № 4.

3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Наука, 1966.

4. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. – М.: Знание, 1997.

5. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию// Начальная школа.-2001. №11.

6. Власенков А.И. Общие вопросы методики преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Просвещение, 2003.

7. Дьяченко Г.В. Методика обучения правописанию. – М.: Наследие, 2001.

8. Жедек П.С. Букварь. – Томск: Пеленг, 2005.

9. Жедек П.С., Тимченко Л.И. Списывание в обучении правописанию //Начальная школа. –2004. №6.

10. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –2003. -№11.

11. Ильшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников // Начальная школа. -2000. №6.

12. Кирнос Л.И., Белоног Н.Ю. Современные подходы и технологии в обучении письму и письменной речи в общеобраовательной средней школе. – М.: АСТ, 2003.

13. Климанова Л.Ф., Гризик Г.К Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: Методическое пособие для педагогов. - М.: Высшая школа, 2006.

14. Кустарева В.А. Методика русского языка. – М.:Наука, 1999.

15. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа. –1984.

16. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1997.

17. Панов М.В. Русская фонетика. – М.: Просвещение, 2003.

18. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. В 2-х частях.- М.: Академия, 2006.

19. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М.: Высшая школа, 1960.

20. Рождественский Н.С. Свойства правописания как основа методики его преподавания. - М.: Высшая школа, 1960.

21. Розенталь Д.Э., Теленкова М.М. Словарь – справочник лингвистических терминов. – М., 1976.

22. Соловейчик М.С. и др. Букварь. – М.: Вита-пресс, 2003.

23. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. –М.: Дрофа, 2003.

24. Старагина И.П. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го и 2-го класса. – М.: Вита-пресс, 2002.

25. Старагина И.П. Тексты для списывания. – М.: Вита-пресс, 2004.

26. Текучев М.В. Методика русского языка в школе. – М.: ЮНИТИ, 2006.

27. Узорова О.В. Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку для начальной школы. – М.: Дрофа, 2007.

Похожие работы на данную тему