Изобразительная деятельность как метод коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Название работы: Изобразительная деятельность как метод коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование возможности использования изобразительной деятельности для коррекции тревожности старших дошкольников

7

1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

7

1.2. Феномен детской тревожности 16

1.3. Подходы в отечественной и зарубежной литературе к коррекционному методу посредством изобразительной деятельности 24

Глава 2. Эмпирическое исследование возможности использования изобразительной деятельности для коррекции тревожности старших дошкольников

34

2.1. Организация исследования 34

2.2. Особенности коррекционной программы по снижению уровня тревожности старших дошкольников

48

2.3. Анализ результатов исследования 56

Заключение 64

Список литературы 67

Приложения 72

Выдержка:

Введение

Среди наиболее актуальных проблем современной психологии одно из главных мест занимает состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх [8].

Интерес к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих учёных и в отечественной психологии, и за рубежом. Они придают важное значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность. С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности – тревожность. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека [43]. Если учесть, что тревожность, как устойчивая характеристика диагностируется уже в трёхлетнем возрасте, и в настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных.

Глава 2. Эмпирическое исследование возможности использования изобразительной деятельности для коррекции тревожности

старших дошкольников

2.1. Организация исследования

Экспериментальная работа была направлена на оказание помощи тревожным детям.

Цель исследования: изучить возможность использования изобразительной деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования

1. Диагностика тревожности детей.

2. Реализация плана помощи тревожным детям средствами изобразительной деятельности.

3. Повторная диагностика уровня тревожности детей.

4. Оценка эффективности коррекционной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в детском саду № 1312. Исследование осуществлялось во время практики. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 6-7 лет, из них 13 мальчиков и 17 девочек.

При проведении диагностического исследования были использованы следующие методы и методики:

1. Тест тревожности Дорки – помогает определить эмоциональное состояние ребёнка в повседневной жизни.

2. Проективная методика "Рисунок семьи" – диагностика родительско-детских отношений, ситуации в семье, выявление тревожности.

3. Проективная методика "Дом, дерево, человек" –

4. Анкета для родителей.

Список литературы

1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. – СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000.

2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2006.

3. Аллан Дж. Ландшафты детской души. – СПб-Минск, 1977.

4. Аметова-Давыдовская Л. Эмоциональный Ренессанс. Арт-терапия – лечение искусством. – М.: Ремдер, 2005.

5. Аминов Н. А., Азаров В. Н. Изучение индивидуальных раз¬личий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках кон¬цепции двух сигнальных систем // Проблемы дифференциальной психофизиологии. – М., 1981.

6. Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей. Тренинг. – М.: Психотерапия, 2009.

7. Архип И. А. Изобразительная деятельность как средство коррекционной педагогики // Эстетическое воспитание дошкольников: Сборник научных трудов. – Мурманск: МГПИ, 1993. –С.82-85.

8. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М., 2008.

9. Ахтямова А. А. и др. Психологическая коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе занятий изобразительным творчеством // Записки практических психологов г. Тверь и области: Сборник № 2. – Тверь: ТГУ, 1996. – С.119-123.

10. Ахтямова А. А. и др. Коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства // Записки практических психологов г. Тверь и области: Сборник № 3. – Тверь: ТГУ, 1996. – С. 47-54.

11. Бердникова Ю. Мир ребёнка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка. – М.: Наука и техника, 2007.

12. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1998.

13. Водянская М. С. Ребёнок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование – №11 (83). – 2002. – С. 22-23.

14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007.

15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М., 1997.

16. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ "Сфера", 2000.

17. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. – Л.: Медицина, 1990.

18. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1997.

19. Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009.

20. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005.

21. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. – М.: МПСИ, 2001.

22. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007.

23. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от стра¬ха. – СПб., 1995.

24. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986.

25. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М.: Просвещение, 1986.

26. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М., 1993.

27. Зеньковский В. В. Психология детства. – М.: Академия, 1996.

28. Иванова О. Л. Изобразительная деятельность и её роль в период детства // Образование в период детства: Тезисы докладов Российской конференции работников системы образования. – Екатеринбург: Уральский ГПУ, 1997.

29. Изард К. Е. Эмоции человека. – М., 1980.

30. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

31. Кисилёва М. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб: Речь, 2007.

32. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский Дом "Зимородок", 2006.

33. Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999.

34. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002.

35. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.

36. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 1988.

37. Левис Ш. Ребёнок и стресс. – СПб., 1997.

38. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей. – М.: Психологическая наука и образование, 1988.

39. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её сниже¬ния у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2.

40. Назарова Т. В. Радуга в графических символах. – М.: Чистые воды, 2003.

41. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, пробле¬мы. – М., 1996.

42. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

43. Пасечник Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: Сфера, 2007.

44. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для вузов в 2-х кн. – М., 1999.

45. Постальчук О. Психотерапевтическая роль манипуляций с изобразительными материалами при работе с детьми с нарушениями развития. // Исцеляющее искусство. – Т. 8.

46. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика – Москва-Воронеж., 2000.

47. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М.: Знание, 1990.

48. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007.

49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Academa, 1998.

50. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методичес¬кие рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., 1996.

51. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное вос¬питание. – 1996. – № 4.

52. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965.

53. Сапогова Е. Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет. – М., 1986.

54. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.

55. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

56. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

57. Сусанина И. Введение в арт-терапию: Учебное пособие. – М.: Когито-Центр, 2007.

58. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: Академия, 1996.

59. Широкова Г. А. Детская психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

60. Шишова Т. Л. Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. – СПб.: Речь, 2007.

61. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. – М., 1989.

Похожие работы на данную тему