Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Название работы: Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Русский язык культура речи

Страниц:

10 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

1. Дайте определение следующим понятиям.

2. В чем сходство и различия понятий языка и речи?

3. Отметьте правильный ответ.

4.Вставьте нужную букву.

5. Составьте предложения со словами:

6. Укажите случаи неправильного употребления местоимений. Предложения отредактируйте и запишите в исправленном виде.

7. Найдите ошибки, связанные с многословием. Предложения отредактируйте и запишите в исправленном виде.

8. Ответьте подробно ( от 5 страниц) на один теоретический вопрос.

Список использованной литературы

Выдержка:

Основная часть:

В том случае, когда в контрастирующие отношения вступают понятия несоотносимые, то называющие их слова не являются анто¬нимами. Так, в предложении: Перед нами был невысокий, но длин¬ный забор, выделенные слова – не антонимы, так как понятия «вы¬сота» и «длина» характеризуют предмет (забор) с разных сторон, семантически не соотносимых между со-бой. Следовательно, в дан¬ном случае мы имеем дело с логическим противо-поставлением (ко¬торое создает так называемую антонимическую ситуацию), а не с собственно лексической антонимией.

В последнее время содержание понятия антонимов существенно рас-ширено и дополнено. Если до недавнего времени антонимами считались только слова, содержащие в своем значении указание на качество, то теперь современные исследователи усматривают антонимию и у слов, принадле-жащих к одной и той же части речи, обозначающих разно¬го рода чувства, действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения и т.д.

Антонимы могут быть использованы в тексте с разны¬ми стилистиче-скими целями:

1) для указания на предел проявления качества, свойства, от¬

ношения, действия, например: «Человеку надо мало: / чтоб искал и нахо-дил» (Рождественский);

2) для актуализации высказывания или усиления образа, впе¬чатления и т. д. Например: Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет (Лермонтов);

3) для выражения оценки (иногда в сравнительном плане) противопо-ложных свойств предметов, действий и др. Например: И мне стало казать-ся, что один старичок, совсем незначительный, укреп¬лявший овраги сада-ми, был достойней для моего романа, чем все эти великие люди (Пришвин).

4) для утверждения двух противоположных свойств, качеств, дейст-вий. Например: Он в упор по¬смотрел ей в глаза своими постаревшими, ка-кими-то странными, од¬новременно и добрыми и злыми глазами (Симонов);

5) для утверждения одного из противопоставляемых признаков, дейст-вий или явлений реальной действительности за счет отрицания другого. См.: Ей [Майе] казалось, что это не веселая песня, а очень грустная» (Горький)

6) для признания некоего среднего, промежуточного качества,

свойства и т.д., возможного или уже утвержденного между двумя

противоположными по значению словами: Кипренский писал ни хо¬рошо, ни плохо, – что-то погасло внутри (Паустовский).

Синонимы и антонимы являются важным языковым средством. Осо-бенно они играют большую роль в стилистике русского языка.

Еще Д. И. Фонвизин, автор знаменитой комедии «Недо¬росль» и созда-тель первого «Опыта российского сословника» (т.е. словаря синонимов), пи-сал в XVIII веке о значении синонимов в русском языке: «Если станем рас-сматривать, в чем состоит сходство синонимов, то найдем, что одно слово не объемлет никогда всего пространства и всей силы знаменования друго¬го слова и что все сходство между ними состоит только в главной идее. Неу-жели многословие составляет изобилие язы¬ка? И какое было бы дурацкое богатство, если бы десять и больше слов изображали в нем только одну идею? Тут память бы лишь тщетно обременялась. Тут один бы слух чувст-вовал разность в звуке слов, но разум не вкушал бы никакого удо¬вольствия, не ощущал бы ни силы, ни точности, ни простран¬ства, ни тонкости, каковые могут иметь человеческие мысли».

Роль антонимов в русском языке также велика. С их помощью получа-ет выражение контраст (антитеза), слу¬жащий исключительно ярким средст-вом изображения и характе¬ристики лиц, предметов, событий путем их со-поставления с про¬тивоположными лицами, событиями так же, как в живо-писи свет¬лые краски получают яркость на фоне темных.

Похожие работы на данную тему