Правовая защита музыкальных произведений, как отрасль интеллектуального права

Название работы: Правовая защита музыкальных произведений, как отрасль интеллектуального права

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 2

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ 5

1.1. Эволюция становления и развития авторского права 5

и смежных прав 5

1.2. Субъекты и объекты авторского права и смежных прав 14

1.3. Музыкальное произведение как результат творческой деятельности авторов и исполнителей 23

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 27

2.1. Публичное исполнение как способ использования музыкального произведения 27

2.2. Воспроизведение как способ использования музыкального произведения 31

2.3. Распространение как способ использования музыкального произведения 42

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 46

3.1. Личные неимущественные и исключительные права авторов и исполнителей на музыкальные произведения 46

3.2. Ограничение прав авторов и исполнителей в отношении использования музыкальных произведений 55

3.3. Защита прав авторов и исполнителей на музыкальные произведения 62

Заключение 74

Список использованных источников 75

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования. Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации 1993 г. каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Таким образом, государство путем установления в Основном законе конституционно-правовых гарантий охраны интеллектуальной собственности берет на себя ответственность за соблюдение на всей территории России прав субъектов авторского права и иных смежных прав (в том числе, авторов, исполнителей и потребителей музыкальных произведений).

Свобода творчества и преподавания гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Правовые основы прав авторов, исполнителей музыкальных произведений находят свое воплощение в нормах части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации .

В результате бурно развивающихся в России отношений, связанных с созданием объектов интеллектуальной собственности, возрастает необходимость их эффективной охраны и защиты от нарушений со стороны третьих лиц (недобросовестных исполнителей и т.д.). Такая охрана и защита в России закреплена на самом высоком — конституционном уровне.

Актуальность темы определяется также тем, что к началу ХХI в. изменилось отношение к музыке в целом и возникла необходимость защиты как самих объектов интеллектуальной собственности, так и прав авторов, исполнителей и потребителей музыкальных произведений.

Рост числа научных публикаций за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе ученых к вопросу нормативно-правового регулирования механизма правовой защиты прав авторов и исполнителей музыкальных произведений в России.

О понятии и юридическом содержании музыкального произведения известны труды таких ученых как: В.В. Белич, С.А. Беляцкин, М.Ш. Бонфельд, В.В. Варфоломеев, В.А. Васина-Гроссман, А.М. Гарибян, Е.К. Глушко, О.В. Протопопова, Н.Л. Стремецкая, Е.В. Халипова, В.Н. Холопова, С.А. Чернышева, П.Г. Чистобородов, А.И. Яфаев и др.

Целью исследования является определение особенностей реализации механизма правовой защиты музыкальных произведений, как отрасли интеллектуального права в соответствии с нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

— уточнение понятия и юридического содержания музыкального произведения;

— выявление и научный анализ юридических механизмов использования музыкальных произведений;

— выявление и изучение правового регулирования отношений по использованию музыкальных произведений;

— исследование содержания личных неимущественных и исключительных прав авторов и исполнителей музыкальных произведений;

— выявление и анализ перспектив развития законодательства о защите прав авторов и исполнителей музыкальных произведений.

Глава 3:

Общепризнанным является тот факт, что, пока не истек срок действия авторского права, автору или иному правообладателю в отношении произведения принадлежит абсолютное право на его практическое применение. Вместе с тем суть авторского права состоит в уравновешивании интересов создателей, с одной стороны, и интересов общества, с другой. В целях установления компромисса в строго регламентированных законом случаях допускается некоторое ограничение исключительной способности авторов и иных правообладателей на использование произведения. Однако эти ограничения никоим образом не влияют на личные неимущественные права автора, являющиеся во всех случаях неотчуждаемыми.

Каждый субъект творческой деятельности заинтересован в популяризации собственных сочинений. В сущности, произведения создаются не только для личностного удовлетворения творца, но и для реализации потребностей общества в эстетическом, научном, познавательном и ином восприятии действительности.

Следует отметить, что именно массовое воспроизведение продуктов художественного творчества делает их ценными также с экономической точки зрения.

В зарубежной правовой литературе подчеркивается необходимость поиска справедливого, т.е. законного, компромисса между тремя категориями конкурирующих интересов в интеллектуальной сфере: автора, предприятий, эксплуатирующих произведение, и широкой общественности .

Выделяют две формы ограничения авторских и смежных прав, вводимых в интересах общества:

а) допускающие свободное и бесплатное использование произведений и объектов смежных прав;

б) допускающие использование произведений без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения (так называемые недобровольные лицензии) .

Некоторые случаи свободного и бесплатного использования произведений продиктованы соображениями социальной политики, что связано с необходимостью удовлетворения потребностей общества в области образования, культуры и информации. В других случаях речь идет об обеспечении доступа к результатам творчества и распространении произведений в интересах социума. Если подобные ограничения предусмотрены законом, то свободное использование не требует предварительного разрешения автора или правообладателя на осуществление отдельных видов эксплуатации произведения и может быть как связано, так и не связано с уплатой вознаграждения.

Часть четвертая ГК РФ предусматривает целый ряд случаев, допускающих использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

а) свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273);

б) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274);

в) свободное использование произведения путем репродуцирования (ст. 1275);

г) свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276);

д) свободное публичное исполнение музыкального произведения (ст. 1277);

е) свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения (ст. 1278);

ж) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279);

з) свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, декомпилирование программ для ЭВМ (ст. 1280).

Необходимость существования подобных случаев свободного использования произведений признается и гарантируется различными международными договорами. Правовой основой таких норм в национальном законодательстве служат положения статей 9 и 10 bis Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу на территории Российской Федерации 13 марта 1995 г.) , п. 2 ст. IV bis Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу в СССР 27 мая 1973 г.) . Общим правилом для включения статей в законодательство является п. 2 ст. 9 Бернской конвенции, в котором сформулирован трехуровневый критерий для всех стран - участниц Конвенции. Свободное воспроизведение произведений возможно, если оно:

1) относится только к определенным особым случаям;

2) не наносит ущерба нормальному использованию произведения;

3) не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

Законодательство Российской Федерации об авторском праве не предусматривает принудительных лицензий, но оговаривает случаи свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Статья 1245 ГК РФ допускает воспроизведение сочинений без согласия автора произведения, исполнителя, изготовителя фонограмм и аудиовизуальных произведений, но предполагает выплату им вознаграждения. Вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Сбор вознаграждения осуществляется аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ).

Рассмотрим некоторые способы свободного использования произведений в музыкальной сфере.

Прежде всего это свободное воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (ст. 1273 ГК РФ), т.е. речь идет только о правомерно обнародованных произведениях. Действие указанной статьи оговаривает и те случаи, когда пользователь любым способом изготавливает для своего личного пользования экземпляр произведения, например перезапись с диска или со звуковой кассеты. Предположительно личное пользование не ограничивается одним конкретным лицом, но распространяется и на его ближайшее окружение.

Примечательно, что законодатель ограничивается термином "воспроизведение". Бесспорно, такие имущественные права, как публичное исполнение, передача в эфир или иное сообщение для всеобщего сведения, не могут осуществляться в личных целях - для этого необходимо наличие публики; с другой стороны, пользователь может беспрепятственно осуществить переработку любого музыкального произведения в личных целях. Наряду с этим в ст. 1274 ГК РФ оговаривается несколько случаев свободного использования музыкальных произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Заключение:

Следует остановиться на основных положениях, проблемах, выводах и предложениях, затронутых в дипломном исследовании.

1) понятие «музыкальное произведение» следует рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле под ним следует понимать произведение, обладающее внутренней завершенностью и мотивированностью целого, выраженное с помощью звуков. В широком смысле под музыкальным произведением следует понимать категорию музыкальной эстетики, обозначающую ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности, выраженный с помощью детальной фиксации в нотной записи звуков, за которым стоит неповторимая личность автора.

2) Согласно ст. 1279 ГК РФ организации эфирного вещания вправе без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения осуществлять воспроизведение музыкального произведения с целью последующего сообщения произведения в эфир. Обязательным условием правомерности действий организации эфирного вещания является в данном случае использование собственного технического оборудования для воспроизведения произведения. По истечении шести месяцев с момента воспроизведения, если более продолжительный срок не установлен законом или соглашением с правообладателем, организация эфирного вещания обязана уничтожить такую запись. Учитывая положения ст. 34 Закона о средствах массовой информации, организация эфирного вещания в любом случае не вправе уничтожать сделанную запись музыкального произведения по истечении одного месяца с момента последнего сообщения произведения в эфир. Если сделанная запись носит исключительно документальный характер, в силу ее особой общественной значимости она может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах.

3) По смыслу пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается свободное воспроизведение обнародованного музыкального произведения в форме цитирования в научных, полемических, критических или информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования. В данном случае действия пользователя будут считаться правомерными, если воспроизведение музыкального произведения носит фрагментарный характер, способствует достижению хотя бы одной из обозначенных выше целей, а также осуществляется в объеме, значительно уступающем общему объему издаваемого материала. Так, например, свободное воспроизведение фрагментов музыкальных произведений при создании и дальнейшем издании научно-популярного фильма об истории джазовой музыки следует считать правомерным действием, если использование отрывков осуществляется в объеме, необходимом и достаточном для формирования у публики общего представления об особенностях описываемого джазового направления или специфике творчества конкретного исполнителя. При этом, разумеется, производителями фильма не должны создаваться условия для полноценного ознакомления с цитируемым произведением.

4) согласно пп. 1 п. 1 ст. 1275 ГК РФ допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения воспроизведение музыкального произведения, выраженного в письменной форме, в одном экземпляре библиотеками и архивами с целью восстановления, замены утраченных и испорченных экземпляров либо с целью предоставления экземпляра другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам принадлежащие им экземпляры произведения. В данном случае закон устанавливает конкретный способ воспроизведения произведения - репродуцирование, под которым в силу п. 2 ст. 1275 ГК РФ понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью технических средств, в том числе посредством создания временных копий, электронных копий, осуществляемое не в целях издания.

5) небольшие фрагменты музыкальных произведений, выраженных в письменной форме, могут быть репродуцированы свободно библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий (пп. 2 п. 1 ст. 1275 ГК РФ).

6) в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается использование правомерно обнародованных музыкальных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

7) исходя из п. 3 ст. 1274 ГК РФ, допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения воспроизведение музыкального произведения в форме пародии. Данная новелла освобождает пользователя от обязанности испрашивать разрешение на воспроизведение у автора пародируемого произведения. Что касается автора самой пародии, то по смыслу закона его разрешение на использование пародии необходимо получать в общем порядке.

8) На наш взгляд, представляется целесообразным применить патентную охрану к авторскому праву в отношении музыкальных произведений малых форм: изменив условия квалификации результатов творческой деятельности и сократив сроки действия авторского права на музыкальные произведения малых форм до пяти лет с установлением пошлины за охрану произведений государством. Такой подход позволит достичь желаемого баланса имущественных интересов автора, иных правообладателей и общества. Но данные предложения требуют пересмотра основных международных актов, участницей которых является и Россия: лишь после этого возможно внесение изменений в национальное законодательство.

Таким образом, абсолютные права авторов должны быть ограничены во времени (срок действия) и по объему (установление пошлин за охрану прав). В отношении объектов авторского права, в том числе музыкальных произведений, следует применять единообразный регистрационный порядок: ввести принцип укрепления исключительного права, принцип публичности. Это также необходимо для доказательства права авторства и наличия исключительных имущественных прав. Регистрация может быть осуществлена путем выдачи документа, например свидетельства особой формы, удостоверяющего личные неимущественные и имущественные права. При подаче заявления на регистрацию должна уплачиваться пошлина, определенная постановлением Правительства РФ.

Похожие работы на данную тему