Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания по автору Ануфрьиеву

Название работы: Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания по автору Ануфрьиеву

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

44 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретический анализ проблема памяти в современной научной литературе 6

1.1. Понятие памяти 6

1.2. Основные процессы памяти и её виды 9

1.3. Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания по автору Ануфриеву 13

Глава 2. Исследования в области памяти 17

2.1. Характеристика основных научных направлений 17

в области разработки проблем памяти 17

2.2. Взгляды известных психологов на природу памяти 20

Глава 3. Методы исследования памяти 25

3.1. Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности 25

3.2. Измерение объёма кратковременной памяти 27

3.3. Исследование динамики процессов заучивания 28

3.4. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти 29

Глава 4. Эмпирическое исследование сравнительных характеристик произвольного и непроизвольного запоминания 33

4.1. Организация и методы исследования 33

4.2. Условия проведения эмпирического исследования. 36

4.3. Описание и интерпретация полученных результатов 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания.

Древние греки считали богиню Мнемосину матерью всех муз. Именно из античности к нам пришёл поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, которые помещены в наших душах. Если отпечатки наших ощущений и мыслей стираются с этих дощечек, то человек уде ничего не знает.

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Глава 2. Исследования в области памяти

2.1. Характеристика основных научных направлений

в области разработки проблем памяти

Современные исследования в области памяти анализируют её с различных точек зрения и на основе различных подходов. Наиболее широкое распространение получили ассоциативные теории памяти. Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению известного учёного И.М. Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних их них влечёт за собой воспроизводство и других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отражений предметов и явлений (т.н., ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи отражают противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые – причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой ни что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. - М., 2004.

2. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 2004.

3. Джеймс У. Психология. – М., 2007.

4. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. - М., 2001.

5. Ильина М.К. Психология памяти. – Новосибирск, 2000.

6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 2008.

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: Издательство московского университета, 2008. – 88 с.

8. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.: Издательство московского университета, 2006. – 253 с.

9. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 2005.- 432с.

10. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.

11. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: “ЧеРо”, 2007. – 816 с.

12. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. – 584с.

13. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. – Харьков, 2005.

14. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2005. – 447 с.

Похожие работы на данную тему