Реорганизация юридических лиц

Название работы: Реорганизация юридических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Oбщая характеристика реорганизации юридических лиц 6

1.1. Пoнятиe и признаки рeoргaнизaции юридических лиц 6

1.2. Знaчeниe рeoргaнизaции юридических лиц в рынoчнoй экoнoмикe 11

1.3. Прaвoвoe рeгулирoвaние рeoргaнизaции юридических лиц 15

Глава 2. Виды реорганизации юридических лиц. 21

2.1.Характеристика слияния и присоединения 21

2.2. Характеристика выделения и разделения 24

2.3. Характеристика преобразования юридического лица 28

2.4. Смешанная реорганизация акционерных обществ 33

Глава 3. Механизм и правовые последствия реорганизации юридических лиц 37

3.1. Процедура реорганизации юридических лиц 37

3.2.Передаточный акт и разделительный баланс 43

3.3. Договор о реорганизации 48

3.4.Правовые последствия реорганизации юридического лица 57

Заключение 66

Список литературы 70

Выдержка:

Введение:

Экономическая система современной России находится в состоянии развития, что порождает необходимость постоянного совершенствования правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Особое место среди участников предпринимательской деятельности занимают коммерческие организации.

Тема реорганизации юридических лиц является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Количественный и качественный состав субъектов гражданского оборота постоянно изменяется: одни юридические лица создаются, другие ликвидируются, третьи подвергаются реорганизации, в результате которой возникают новые юридические лица. Эти процессы, являющиеся неотъемлемой частью рыночной экономики, требуют не только адекватного законодательного регулирования, но и серьезного теоретического осмысления.

Реорганизация юридических лиц является относительно новым институтом гражданского права России. До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года (далее – ГК РФ) не существовало дифференцированного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц. Кроме того, нормы Гражданского кодекса 1964 года (далее – ГК РСФСР) не обеспечивали защиту прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Необходимо признать, что существующее законодательство о реорганизации юридических лиц не является совершенным. Недостаточность правового регулирования реорганизации проявляется, в частности, в отсутствии четкой регламентации объектов правопреемства при реорганизации, порядка оформления правопреемства, возможности одновременного проведения нескольких форм реорганизации, состава учредителей вновь создаваемых

юридических лиц, возможности признания проведенной реорганизации

недействительной и последствий такого признания. Неадекватное законодательное регулирование существует, например, в отношении определения гарантий прав кредиторов при реорганизации и гарантий государства как кредитора по налоговым обязательствам, процедур принятия решения о реорганизации и государственной регистрации вновь созданных при реорганизации юридических лиц.

Судебная практика демонстрирует различные подходы к разрешению спорных вопросов, возникающих при осуществлении реорганизации юридических лиц. Одной из причин нестабильности судебной практики, кроме прочего, является отсутствие глубоко разработанной теоретической базы такого правового института, как реорганизация юридических лиц.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридических лиц.

Предметом исследования служат правовые акты, регулирующие реорганизацию юридических лиц, практика применения данных нормативных актов и взгляды ученных, рассматривающих эти проблемы.

Цель данной дипломной работы - проанализировать действующее законодательство при реорганизации юридических лиц. В основу работы положены российские нормативно-правовые акты, регулирующие общие и специальные вопросы реорганизации юридических лиц; существующая практика применения указанных нормативных актов.

В соответствии с целью дипломного исследования определены его основные задачи:

Глава 3:

Итак, уведомление о реорганизации может быть размещено в СМИ, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, только после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица.

На основании п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Таким образом, второе уведомление о реорганизации может быть размещено в соответствующих печатных СМИ не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня размещения в них первого уведомления о реорганизации юридического лица (юридических лиц). Например, если первое уведомление было опубликовано 1 июня 2009 г., то второе уведомление - 2 июля 2009 г.

В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, порядок и условия заявления кредиторами своих требований и иные данные, предусмотренные законодательством. Это установлено в п. 1 ст. 60 ГК РФ.

В то же время Федеральная налоговая служба в п. 13 письма от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ разъяснила, что "документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (прекращения деятельности присоединенного юридического лица), могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для предъявления кредиторами реорганизуемого юридического лица соответствующих требований, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации" ("Вестнике государственной регистрации"). По моему мнению, ГК РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержат норм, не позволяющих зарегистрировать вновь созданное юридическое лицо до момента второго уведомления кредиторов в СМИ. Поэтому изложенная позиция Федеральной налоговой службы противоречит действующему законодательству, налагая на юридические лица ограничения, не предусмотренные им. В этой связи следует обратить внимание на то, что в соответствии с ранее действовавшей редакцией Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для регистрации созданных в результате реорганизации юридических лиц не требовалось доказательств письменного уведомления кредиторов. Несмотря на отсутствие обязанности представить документы в налоговый орган в действовавшем законодательстве, в правоприменительной практике сложился подход, в соответствии с которым такое уведомление требовалось. Например, в письме Министерства по налогам и сборам РФ от 10 февраля 2003 г. N ММ-6-09/177 указывалось, что при регистрации вновь образованных в процессе реорганизации юридических лиц налоговый орган вправе требовать доказательства уведомления кредиторов, а в случае их отсутствия он обязан отказать в регистрации. Такой же подход нашел определенную поддержку и в судебной практике .

ВЫВОД: Таким образом, вполне возможно (с учетом ранее сложившейся правоприменительной практики по ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), что позиция, изложенная в письме Федеральной налоговой службы от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@, будет применяться на практике. В свою очередь законодателю необходимо либо привести ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в соответствие с давно сформировавшейся правоприменительной практикой, либо четко сформулировать обратную позицию на уровне закона.

Заключение:

В данной выпускной квалификационной работе была сделана попытка рассмотрения и анализа реорганизации юридических лиц.

Следует остановиться на основных положениях, проблемах, выводах и предложениях, затронутых в дипломном исследовании.

1. Действующее гражданское законодательство не дает понятия "реорганизация юридического лица", выделяя лишь формы реорганизации. В литературе под реорганизацией принято понимать установленную законом процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства.

2. Реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным законом способом прекращения и возникновения юридических лиц.

3. Переименование названия юридического лица не может отождествляться с понятием реорганизации юридического лица.

4. реорганизация коммерческих организаций в формах слияния и присоединения имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство слияния и присоединения заключается в следующем:

а) и слияние, и присоединение являются формами укрупнения коммерческих организаций;

б) в результате осуществления слияния и присоединения происходит прекращение одного или нескольких юридических лиц;

г) все права и обязанности прекращаемых коммерческих организаций передаются в порядке универсального правопреемства вновь созданному либо продолжающему существовать юридическому лицу.

5. Существует два принципиальных правовых отличия между слиянием и присоединением коммерческих организаций:

а) При слиянии все реорганизуемые коммерческие организации прекращают свое существование, в то время как в случае присоединения прекращаются лишь присоединяемые коммерческие организации, а юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение, продолжает существовать.

б) В результате слияния возникает новая коммерческая организация, к которой переходят все права и обязанности сливающихся юридических лиц. Присоединение характеризуется тем, что новая коммерческая организация не возникает, а все права и обязанности присоединяемых юридических лиц переходят к существующей коммерческой организации.

6. Разделение характеризуется следующим:

- на основе имущества одного юридического лица создаются две или несколько организаций;

- реорганизуемая организация прекращает свое существование, при этом принадлежащие ей права и обязанности переходят к созданным в результате такой реорганизации юридическим лицам на основании разделительного баланса.

7. Передаточный акт и разделительный баланс не являются правоустанавливающими документами, а являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемых коммерческих организаций. Целесообразно перенести рассмотрение вопроса об утверждении передаточного акта и разделительного баланса на конечный этап реорганизации, после заявления требований кредиторов реорганизуемого юридического лица и акционеров реорганизуемого акционерного общества

Похожие работы на данную тему