Диагностика и коррекция самооценки младшего школьника

Название работы: Диагностика и коррекция самооценки младшего школьника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

49 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки личности 5

1.1 Понятие самооценки личности младшего школьника 5

1.2. Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний 8

1.3. Основные методы диагностики и коррекции самооценки личности младшего школьника 11

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования 15

2.1. Организация психодиагностического обследования 15

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик 15

2.3. Описание психодиагностической процедуры 20

Глава 3. Практическая часть, анализ и выводы 22

Заключение 30

Список литературы 33

Приложения 36

Выдержка:

Введение

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте.

Рассмотрим понятие «самооценка» с учетом факторов, влияющих на ее формирование, и определим психолого-педагогические условия построения образовательного процесса, способствующие становлению объективной и содержательной самооценки.

Глава 2. Организация и методики психодиагностического обследования

2.1. Организация психодиагностического обследования

Диагностика мотивации достижения и самооценки личности проводилась на младших школьниках на примере школы №529.

Обследование проводилось с 15 декабря по 19 декабря 2009 года.

Объем обследуемой выборки составляет 40 человек (возраст – 10 лет) 2х классов (А и Б) по 20 человек в каждом. 5ые классы.

Для определения объёма выборки ориентировались на условие, согласно которому объём обследуемой выборки не должен быть меньше 40 человек.

2.2 Характеристика применяемых психодиагностических методик

Для диагностики типа самооценки личности младших школьников были выбраны следующие методики: Рокич "Ценностная ориентация", Климова "Карта интересов", Спилбергер "Самооценка".

Также была использована игра "лесенка" - дети встают на ту ступеньку, на которой им комфортно, по этой игре была оценена самооценка ребенка.

Методика Рокич "Ценностная ориентация" (приложение 2)

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Правещение, 2000. – 624 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. в 2-х томах, - М.: Педагогика, 1989.

3. Баркай А.И. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе – Ж. ?Вопросы психологии?. № 4, 1987 – 8-10 с.

4. Берис Р. Развитие Л. концепции и воспитание. – М., 1986 – 323 с.

5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. – Ж. ?Дефектология? № 2, 2001 – С. 89-96.

6. Волков М.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л.: Нева, 1972 – 147 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4 М., - 1984, 432 с.

8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. – М.: изд-во МГОПУ, 1995 – 116с.

9. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 1975 – 365 с.

10. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр ?Социальное здоровье России?, 1993 –127 с.

11. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой – М.: Педагогика, 1973 – 176 с.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ. – 3 е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997 – 175 с.

13. Колмыков В.Н. Диагностика уровня мышления первоклассников. – Воронеж. Изд-во ВОИПКРО, 1999 – 53 с.

14. Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1985 – 145 с.

15. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. – Ж. ?Школьный психолог?, № 9, 2001 – 8-9 с.

16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика 1992 – 160 с.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: сфера, 1998 – 240 с.

18. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Под ред. Колмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. – М.: Просвещение. – 1986 – 150 с.

19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1989 – 560 с.

20. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина, М. 1989 – 346 с.

21. Практическая психодиагностика. Под ред. Райгородского. – С.: изд. дом ? БАХ РАХ?, 1998 – 669 с.

22. Психология развивающейся личности. М., 1987 –243 с.

23. Психическое развитие младших школьников. Под ред. Давыдова В.В. м., 1989 – 210 с.

24. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., 1999 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

25. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. Ростов Н/Д: ?Феникс?, 1999 – 576 с.

26. Стоунс С. Психопедагогика. М.: Просвещение, 1984 – 245 с.

27. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учеб. для жд училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997 – 384 с.

28. Соколова Е.М. Проективные методы исследования. МГУ, 1980 – 140 с.

29. Сомько А., Каффива Ю. Введение в школьную жизнь. Программа адаптационных занятий для первоклассников. Ж. ?Школный психолог. Приложение к газ. ?Первое сентября. – 1999, № 2 – 8-9 с.

30. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. Ж. ?Начальная школа? - 1996, № 7 – 14-16 с.

31. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные псих. труды М., 1987 –416 с.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. М., Учпедгиз., 1960-328 с.

33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Под ред. Лебединского В.В., Никольской О.С. М.: Просвещение, 1990 – 342 с.

Похожие работы на данную тему