Ответы на вопросы по философии

Название работы: Ответы на вопросы по философии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Философия

Страниц:

18 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

1. Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для личности.

2. Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.

3. Самосознание личности. Роль деятельности, общения и духовной культуры в развитии самосознания личности и процессе ее самореализации.

4. Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для личности.

5. Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки.

6. Основные проблемы, характерные черты античной философии. Ее культурно-историческое значение.

7. Воззрения античных философов на человека: наиболее важные идеи и их культурно-историческое значение.

8. Концепции Платона

9. Концепции Аристотеля

10. Культурно-исторические условия развития средневековой философии. Ее основные проблемы, характерные черты.

11. Реализм и номинализм в средневековой философии.

12. Особенности и характерные черты воззрений на человека в средневековой философии

13. Философские идеи учения Аврелия Августина

14. Культурно-исторические условия развития философии эпохи Возрождения. Ее основные проблемы, характерные черты.

15. Гуманизм и проблемы человеческой индивидуальности и свободы в философской мысли Возрождения.

16. Культурно-исторические условия развития западноевропейской философии 17 в. Ее характерные черты, основные проблемы.

17. Проблема метода познания в философии 17 в. Эмпиризм и рационализм как познавательные концепции.

18. Характерные черты рационалистических воззрений на человека в философии 17 в. Рационалистическая концепция свободы.

19. Материализм французского Просвещения, его характерные черты, основные проблемы и идеи.

Выдержка:

Основная часть:

взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе культуры.

Интегративная: осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на философию.

Логическая - заключается в разработке понятийного аппарата культуры, особенно в разработке общекультурных понятий;

культурно-гуманитарная: является обобщением, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа культуры, философия при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой культурой, усвоить ее.

Благодаря своей логической и методологической функции философия способствует развитию мыслительной деятельности человека, что способствует и развитию самосознания личности.

Значение философии для личности заключается в развитии общей культуры; развитии самосознания; развитии мышления.

Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области исследования. Между тем нередко односторонне делается акцент на те или иные аспекты этого сложного явления. Искусственное сужение проблемы рождает обыденные образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления.

Рассматривая философию, как исторически-культурное явление можно охватить весь комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом рассмотрении представляет собой единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей ценностей, с преодолением старых и становлением новых форм опыта в многообразии конкретных типах культур.

Экспликация – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом (выявление универсалий).

Кроме этой функции философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации (перевода в логическую понятийную форму) и систематизации (теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах).

Рационализация – выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. (Философия в идеале как бы старается охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный опыт).

Критическая функция – поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мироведения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. (Философы ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы и стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всё ценное, рациональное, истинное.)

Интеграция – согласование всех форм человеческого опыта практического, познавательного, ценностного. Их целостное осмысление – необходимое условие для гармоничной и сбалансированной общественной жизни.

2. Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа. Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется. Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии.( Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.)

Результатом философской рефлексии являются философские знания. Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективности личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора.

Похожие работы на данную тему