Государственное регулирование в экономике: основные методы и инструменты

Название работы: Государственное регулирование в экономике: основные методы и инструменты

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Макроэкономика

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Механизм функционирования государства в рыночной экономике 6

1.1. Задачи и функции государства в рыночной экономике 6

1.2. Методы и инструменты государственного воздействия на экономику 8

1.3. Роль государства в переходной экономике 10

Глава 2. Государственное регулирование рыночной экономики в России 13

2.1. Государственное регулирование рыночной экономики 13

2.2. Современная институциональная динамика в России 18

2.3. Регулирование государством политических и социальных рисков в РФ 22

Заключение 26

Список литературы 29

Выдержка:

Введение:

«Основные функции государства в рыночной экономике» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Роль государства в рыночной экономике чрезвычайно велика. Только при помощи сильных государственных институтов власти можно осуществить стратегический поворот, провести кардинальные преобразования, не вызвав социальных потрясений. За последние годы Россия претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет.

После 1991 г. в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система с соответствующими аппаратом и инструментами управления. Исходя из процесса трансформации экономических отношений в рыночные, для нашей страны характерно усиление роли государства для регулирования этого процесса, что обуславливает актуальность темы работы. В связи с этим актуальность исследования определяется тем, что в условиях трансформационных процессов и перехода от системы централизованного планирования и управления к рыночной экономике объективно требуются адекватные целенаправленные действия со стороны государства, выполняющего в этих условиях, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы и смешанной экономики, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить, как можно менее болезненный переход к рыночной экономике.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Ахинов Г.А., Камилов Д.А., Завельский М. Г., Кузнецова Е. И., Явлинский Г., Брагинский С., Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И. и др.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект исследования – основные функции государства в рыночной экономике.

Предмет исследования – современная рыночная экономика.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть основные функции государства в рыночной экономике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать задачи и функции государства в рыночной экономике;

2. Рассмотреть сущность и специфику методы и инструменты государственного воздействия на экономику;

3. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о государственном регулировании рыночной экономики в России;

4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.

В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.

Структура курсовой работы выражается в ее содержании.

Глава 2:

Вывод о разнонаправленности действий факторов «государство» и «рынок» в России 2000-х годах подтверждается также данными социологических опросов.

2. В долгосрочном периоде проблема разнонаправленности (асимметричности) экономических и институциональных факторов развития российской экономики может стать критичной прежде всего в контексте роли институтов для поддержания устойчивой экономической динамики, тем более если учесть масштабы конъюнктурной составляющей в источниках текущего экономического роста и бюджетных доходов .

3. В 2000-е годы не происходит расширения потенциальной социальной базы для ускоренного формирования эффективных экономических институтов на основе традиционных политических процессов (т.е. через выборы и политическое представительство). Напротив, те механизмы, которые уже в 1990-е годы препятствовали расширению спроса на эффективные экономические институты, в модифицированном виде действуют и сегодня. Если до начала 2000-х годов (при всей условности терминологии) речь шла о модели «олигархического капитализма», то в настоящее время наиболее характерным термином стал «государственный капитализм» в его российском варианте, в рамках которого сформировались мощные интересы, направленные на поддержание status quo . При отсутствии последовательных действий со стороны государства по улучшению предпринимательской среды такая модель капитализма неизбежно сталкивается с риском утраты экономического динамизма. Главные источники нововведений в условиях рынка (конкуренция и вход на рынок новых компаний) нуждаются в постоянных усилиях государства по укреплению соответствующих рыночных институтов.

4. В середине 2000-х годов риски, привносимые в легальную предпринимательскую деятельность институтами и регулятивной деятельностью государства, сохранили свою значимость. Однако заметно возросло значение нового фактора: государство значительно расширило масштабы прямого вмешательства в экономику. При этом существует значимая вероятность взаимосвязи между расширением прямого и косвенного присутствия государства в экономике и ростом объемов коррупции в 2000-е годы.

5. Взаимовлияние таких институтов, как защита прав собственности и финансовая система, в существующем в России виде носит, скорее всего, негативный характер. Отсутствие институциональных преобразований и/или ухудшение инвестиционного климата по отдельным направлениям создает прямые риски для динамики инвестиций и уже в ближайшие годы способно серьезно ограничить рост инвестиций в основной капитал, особенно в случае падения сырьевых цен и резкого падения темпов роста доходов .

6. На всем протяжении 2000–2009 гг. прогресс в развитии базовых рыночных институтов (таких как защита прав собственности, защита прав акционеров, формирование рынка земли и недвижимости, управление государственной собственностью, банкротство и защита прав кредиторов и др.) оказался недостаточным. Проведенный анализ дает основания для предположения о неадекватности законодательного и регулятивного обеспечения процессов развития экономических институтов . При этом можно говорить о хроническом отставании законодательства от экономических реалий.

7. Характерной особенностью институционального развития 2000-х годов является формирование «двойного стандарта» и различных правил игры для разных классов участников рынка. Культивирование «двойного стандарта» на федеральном и региональном уровнях создает непреодолимые препятствия как для формирования благоприятного институционального окружения в целом, так и для локальных институциональных изменений в сфере развития конкуренции, защиты прав собственности, корпоративного управления, финансовых рынков, ужесточения бюджетных ограничений и т.д.

8. Для конца 1990-х – начала 2000-х годов была характерна ситуация, когда в стране сформировалось относительно развитое хозяйственное законодательство, а наиболее критичной сферой являлось правоприменение (инфорсмент). В середине 2000-х годов к этой традиционной проблеме правоприменения добавилась относительно новая тенденция в сфере хозяйственного законодательства, в рамках которой значительно расширяются возможности по его неоднозначной и выборочной интерпретации. Этот сдвиг в законодательстве, с одной стороны, значимо повышает неопределенность последствий тех или иных хозяйственных решений для бизнеса, так как затрудняет оценку возможных ответных действий государства, а с другой – заметно ужесточает режим взаимоотношений государства и частного бизнеса. Проблемы правоприменительной системы России, дополненные тенденцией к расширению зоны неопределенности и восстановлению ряда жестких законодательных норм, заметно расширяют зону риска в сфере прав собственности .

Заключение:

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.

Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Оно выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и т. д. Несмотря на схожесть некоторых задач, место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы существования и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.

Возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития общества. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности.

Экономическая политика государства – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы.

В рыночных условиях функции правительства сводятся к поддержанию порядка, определению имущественных прав, обеспечению исполнения контрактов, регулированию деловой активности, поощрению конкуренции, обороне страны и ряду других. Вопрос о степени государственного вмешательства в значительной степени связан с тем, насколько в стране сформировался рыночный механизм, насколько он дееспособен, как выполняет свои функции.

Похожие работы на данную тему