Особенности психологического мастерства Островского в драме

Название работы: Особенности психологического мастерства Островского в драме

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Литература

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Художественные особенности драматурги 6

А.Н. Островского 6

1.1. Психологическая драма в творчестве А.Н. Островского 6

1.2. Эволюция психологической драмы в различные периоды творчества писателя 14

1.3. Основные принципы драматургии Островского 24

Глава 2. Психологизм драмы А.Н. Островского «Бесприданница» 28

2.1. Сюжет и композиция произведения 28

2.2. Влияние среды и «нравов» на формирование характеров героев драмы 33

2.3. Средства психологической характеристики действующих лиц 41

2.4. Сравнительная характеристика произведения и экранизации Э. Рязанова «Жестокий романс» 48

Глава 3. Новаторство А.Н. Островского в области создания психологических портретов героев 51

Заключение 56

Библиография 59

Выдержка:

Введение:

Актуальность. До начала творчества А.Н. Островского русская литература уже располагала рядом первоклассных пьес: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Борис Годунов» Пушкина, «Маскарад» Лермонтова.

Но как ни велико значение этих произведений, еще не было русского театра в собственном смысле слова, каждодневного репертуара. Недаром юный Белинский в «Литературных мечтаниях» заявлял о вполне назрев¬шей потребности какого-то решительного шага в этом направлении. Известны его слова: «О как было бы хорошо, если бы у нас был свой народный русский театр! В самом деле, видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом...» .

Островский и оказался тем великим драматургом, который на протяжении сорока лет неустанным тру¬дом подымал русский театр на тот высокий уровень, на котором уже стояли русская поэзия, русская проза, русская литературная критика. Это ему удалось, пото¬му что, кроме большого природного дарования, он опи¬рался на прочно сложившиеся уже реалистические традиции, на великий опыт Гоголя, достижения всего реалистического направления русской литературы.

Островский, русский классик, написал сорок семь оригинальных пьес, из них семь – в сотрудничестве с другими драматургами. Кроме того, он перевел бо¬лее двадцати пьес с итальянского, французского, ис¬панского, английского и латинского языков. Среди них – создания Сервантеса, Шекспира, Гольдони, Ма¬киавелли, Джакомати.

В пьесах А.Н. Островского особенно хорошо показан купеческий мир, и сре¬ди действующих лиц в большинстве его пьес купцы – на первом плане. В тридцати пьесах место действия – родное Замоскворечье и в двух – отчасти действие происходит в Москве. Но Островский переносит дей¬ствие и в города северного Поволжья, нередко имея в виду Кострому, Кинешму, о которых мог судить по живым впечатлениям, полученным во время поездки по великой русской реке в 1847 году, и по жизни в своем костромском имении Щелыкове. Иногда читатель может приблизительно судить, где происходит дей¬ствие, да и неважно знать это точно, так как Островский стремился к обобщениям, а типические обстоятельства встречались повсеместно.

Однако не только купцов изображал Островский, хотя и они у него чрезвычайно многообразны по характерам, настроениям и представляют собой особую область русской социальной общественной жизни, мимо которой долго проходила литература. Островский вывел огромное количество типов, почерпнутых из порефор¬менной русской действительности, новейших промышленников и воротил, далеко оставлявших позади себя старо¬модных купцов-самодуров, еще не умевших должным образом оторваться от вековечной серости и темноты.

Огромный пласт в драматургии Островского образуют типы людей роб¬ких и безответных, честных и светлых, сердечных и добрых, которых давит «темное царство», не давая им пробиться к нормальной человеческой жизни. Это ча¬ще всего молодые люди с неиспорченной еще душой из купеческой среды, непоня¬тые, осмеянные таланты, честные чиновники.

Все герои пьесы А.Н. Островского раскрыты как индивидуальные психологические типы. Сам же жанр произведения можно охарактеризовать как психологическую драму .

При анализе пьес Островского основное внимание уделялось драме «Гроза», которая является вершиной предреформенного периода творчества драматурга. Остальные же произведения получили незаслуженно меньшее внимание. Таким образом, многие вопросы, касающиеся анализа поздних пьес Островского, остались раскрытыми не в полном объеме. В частности, недостаточное внимание, на наш взгляд, было уделено изучению психологического мастерства Островского в драме «Бесприданница», шедевре позднего творчества.

Таким образом, мы можем говорить об актуальности темы данной работы – «Особенности психологического мастерства Островского в драме «Бесприданница».

Глава 3:

Бесспорен тот факт, что А.Н. Островский является мастером создания психологических портретов героев. В этом мы убедились в процессе анализа его пьесы «Бесприданница».

По сложному рисунку потаенности душевных переживаний «Бесприданница» представляет новое слово в творчестве Островского и в этом своем качестве предвосхищает чеховскую психо¬логическую драму. Сам Островский, вероятно, сознавал ее необычность и так писал, отправляя драму в Петербург: «Этой пьесой начинается но¬вый сорт моих произведений».

Скандальную и трогательную историю, происшедшую в провинциальном городе Бряхимове, где живут «по старине..: от поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, семь часов отдых», Островский выстраивает обычную для его предыдущих пьес фабулу: борьбу за невесту, молодую девушку на выданье, между несколькими соперниками. Проницательный критик и читатель и в главной героине, и в претендентах на ее благосклонность легко рассмотрел видоизменение знакомых по прежним пьесам амплуа: это две разновидности «денежных мешков», «романтический герой» печоринского типа и маленький чиновник, ведущий скромную трудовую жизнь.

Однако, оставаясь узнаваемой, начальная ситуация видоизменяется, чтобы стать новой историей с оригинальной проблематикой. В чем заключается изменение — читатель узнает сразу из экспозиции: внешне борьба уже в прошлом, состоялась помолвка, и рука героини досталась одному из претендентов, маленькому чиновнику, готовящемуся к службе в месте еще более глухом и далеком, чем сам город Бряхимов. Тем, чем заканчивается, например, комедия «Трудовой хлеб» и масса других комедий Островского, драма «Бесприданница» только начинается.

Бедный чиновник Карандышев - единственный, кто оказался способным предложить бедной невесте руку и сердце. Однако внешне согласие Ларисы на брак с ним, сделанное от безнадежности, выглядит как предпочтение солидным или ярким людям человека, которого все остальные поклонники считают абсолютным ничтожеством, и это согласие задевает их самолюбие. Потому не подвергающаяся сомнению любовь к красавице, не ослабевшее желание обладания ею сочетаются с желанием отомстить сопернику, показав ему его настоящее место, унизить, несмотря на то, что вместе с ним унижению подвергнется и Лариса. Само обладание теперь станет одновременно и средством унижения ничтожного соперника.

Так предметом новой истории становится превращение любви из «примера и залога чистых человеческих отношений между людьми в противоположность всему ... денежному, тщеславному и продажному» в любовь-унижение. Сюжет будет подчинен противоборству любви и самолюбия. Соответственно и представители традиционных амплуа Островского наделяются такими чертами, чтобы, оставаясь узнаваемыми, стать одновременно участниками этой новой истории. При этом, видоизменяясь, представители амплуа как бы приносят с собой в новую пьесу следы своей жизни из предыдущих пьес, усложняя ее проблематику, внося дополнительные нюансы в действие.

Таким образом, наряду с жанром сатирической комедии принято говорить о формировании в позднем творчестве Островского жанра психологической драмы. Тем самым создатель национального театра решает задачу поддержания репертуара на уровне современных актуальных открытий, в авангарде которых шли повествовательные прозаические жанры.

Литература всегда стремилась более или менее адекватно изобразить человека и его внутреннюю жизнь. Возникновение психологизма в творчестве связано не просто с ломкой стереотипов в описании героев. В прозе середины XIX века утверждается ложность всякого рационализирующего начала в понимании его внутреннего мира, отказ от всего «готового» в изображении человеческой личности. Таким образом, человек предстает, как проблема, которую надо ставить, и осмыслять каждый раз заново, в каждом новом тексте, в каждой новой ситуации. Психологическая драма в театре Островского возникает на основе своеобразного компромисса между действием, требующим «редуцирования» сложности человеческой личности, и вниманием к ее проблематичности. Некий зазор между тем амплуа, к которому принадлежит драматический персонаж, его фактурой, и его индивидуальностью всегда существовал у Островского: «В мире Островского все решает гармонизация речевых образов, вписанность индивидуального речевого опыта в общий образ типа, амплуа... Но такая вписанность и гармоничность отнюдь не означают обезлички, уничтожения индивидуальности». Обычно этот зазор в произведениях драматурга стирается тем, что «не только жанр, не только автор типизирует персонажей: персонаж как живой человек, индивидуальность активно в этом участвует».

Задача писателя при создании психологической драмы – выявить этот зазор и рассказать историю, создать динамичный сюжет, обнаружить ограниченность своей собственной художественной системы, ее невозможность справиться с изображением индивидуального внутреннего мира.

Драматургия Островского во многих отношениях противоречила штампам и канонам европейской, особенно современной французской, драматургии с ее идеалом «хорошо сделанной» пьесы, сложной интригой и тенденциозно-однозначным решением прямолинейно поставленных злободневных проблем. Островский отрицательно относился к пьесам сенсационно-«актуальным», к ораторским декларациям их героев и театральным эффектам.

Заключение:

В 1878 году А.Н.Островский закончил свою пьесу «Бесприданница», в 1879 она была впервые опубликована и поставлена. С тех пор со сцены она практически не исчезала, пользуясь огромным успехом. Даже сейчас это одна из самых популярных пьес классического репертуара, по мотивам снят фильм «Жестокий романс». Что же привлекает зрителя в этой драме?

В сравнении с «Грозой», Островский использовал совершенно иной метод – метод психологической достоверности. Воссоздавая среду, ситуацию, творя фабулу, гений драматурга создает реалистичных персонажей и мастерски показывает внутренний ход мысли, обосновывая каждое действие, каждый порыв души. В этой драме наиболее полно отразились реалистические тенденции творчества Островского.

Ситуация, положенная в основу фабулы и вынесенная в название пьесы, не нова. Бесприданницы – явление типическое для того времени. В «Бесприданнице» не исчезла критикующая сила Островского, ещё в ранних комедиях обличавшего набирающую силу буржуазию, для которой деньги – основополагающий в жизни фактор. Просто обличение переросло жанр комедии, стало более тонким – драматург показывает, как губит жизни людей открытых, честных холодный расчет купцов.

Проанализировав творчество Островского, мы пришли к выводу, что для автора очень важна ясная, прозрачная идейная структура пьесы. У Островского почти всегда ясно, кто положительный герой, кто отрицательный, часто есть резонер. Драматург всегда закладывает какую-то идею в пьесу или ставит проблему, осуждая какие-либо проявления несправедливости. Идейное поле драматургии А.Н. Островского – социальная проблематика. Он ставит вопросы денежных взаимоотношений, его волнует сила денег, их власть над людьми. Иногда деньги являются причиной авантюр и махинаций – и следовательно смешной, занимательной интриги (где все равно есть социальный подтекст), а иногда деньги становятся причиной трагедии, как в пьесе «Бесприданница».

Мотив денег, с точки зрения автора, позволяет вскрыть самую суть человеческих отношений: в денежных делах проявляются все самые важные качества человека, проходят проверку его ценности, свершается его судьба. Если в ранних пьесах Островского социальная проблематика находится на заднем плане, она подспудно проявляется при осмыслении, то в поздних пьесах конфликт уже очевидно социально-психологический.

Развитие психологического реализма во второй половине XIX века проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому. Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла.

В ходе исследования, мы постарались установить, чем же предопределилось наличие именно психологической драмы в творчестве Александра Николаевича Островского. Прежде всего, на наш взгляд, тем, что свои произведения он изначально создавал для театра, для сценического воплощения. Ориентация на сценическое бытие драмы обуславливает и особое внимание автора к психологическим характеристикам каждого героя: как главного, так и второстепенного персонажа.

Автор использует различные средства для создания цельных, психологически полнокровных социальных типов. Основным средством психологической характеристики действующих лиц является их речь: лексика, диалоги, монологи, интонации. Кроме особенностей языка, Островский использует и манеру поведения своих персонажей, чтобы передать их психологическую характеристику. Средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог.

Похожие работы на данную тему