Рынок труда в России, особенности его формирования и регулирования

Название работы: Рынок труда в России, особенности его формирования и регулирования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансовый менеджмент, финансовая математика

Страниц:

27 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 5

1.1 Теоретические основы изучения населения и трудовых ресурсов 5

1.2 Основные тенденции развития рынка труда 8

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ 11

2.1 Анализ изменения структуры трудовых ресурсов (экономически активное население, занятые, незанятые, безработные) 11

2.2 Вопросы регулирования рынка труда 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 28

Выдержка:

Введение:

Рынок труда - динамичная система, зависящая от политических, экономических, социальных и других условий.

Растет значение человеческого капитала как одного из главных факторов экономического развития, появляются новые виды занятости, меняются масштабы трудовой миграции, расстановка сил между субъектами рынка труда.

Несмотря на то, что сегодня мировой финансовый кризис воспринимается многими, скорее, уже как пройденный этап, признаки постепенного восстановления от его пагубных последствий на российском рынке труда стали заметны лишь в 2010 г. Это еще раз подтверждает назревшую необходимость тщательной оценки текущих экономических реалий.

Институты рынка труда являются элементами национальной экономики, обеспечивая динамическое равновесие между спросом и предложением труда, связывая потоки рабочей силы и трудовые подсистемы в единый механизм, оптимизируя при этом транзакционные издержки. Формирование и развитие институтов рынка труда, назначение которых состоит в реализации экономических интересов и защите прав всех субъектов социально-трудовых отношений, направлено на повышение эффективности функционирования хозяйственной системы в целом и отдельных ее подсистем.

В этой связи тема работы актуальна и вызывает большой практический интерес.

Целью работы является анализ рынка труда Российской Федерации. В соответствие с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

• проанализировать теоретические подходы к изучению современного рынка труда;

• изучить основные виды занятости, получившие распространение в современной рыночной экономике и способствующие повышению гибкости рынка труда;

• определить пути совершенствования современного российского рынка труда, в том числе с учетом последствий мирового финансового кризиса.

Объектом исследования является рынок труда России. Предметом работы является закономерности изменения численности, состава и движения контингента лиц трудоспособного возраста России.

Современные теоретические аспекты рынка труда и занятости анализируют Бандюкова Т., Барсукова С., Варшавская Е., Вишневская Н., Гимпельсон В., Добрынин А., Дятлов С., Ильинский И., Капелюшников Р., Котляр А., Критский М., Марцинкевич В., Павленков В., Синявская О., Смирных Л., Цыренова Е. и др.

Теоретической и методологической базой работы послужили труды российских и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономики, а также методологические разработки и рекомендации Федеральной службы государственной статистики России и Организации Объединенных Наций по проблемам формирования трудовых ресурсов.

Глава 2:

В настоящее время предпринимательские круги ставят перед собой задачу создания благоприятной среды для ведения бизнеса, включая повышение инвестиционной привлекательности России, без чего невозможно выполнение основных стратегических задач, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического развития страны (стабильный рост экономики, преодоление бедности и возрастающего социального расслоения населения и пр.).

Объединения работодателей постепенно становятся более значимым субъектом общественной жизни, четче формулируют и представляют свою позицию в диалоге с социальными партнерами. Так, например, рост авторитета объединений работодателей подтверждает участие их представителей в таких совещательных органах как Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, созданный Президентом РФ, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, правления государственных социальных внебюджетных фондов и пр.

При этом очевидно, что масштабы их участия в регулировании договорных трудовых отношений определяются не только успешностью ведения бизнеса, текущей социально-экономической и политической обстановкой в стране (утратой государством монополии в формировании трудовых отношений, степенью экономической зависимости от него хозяйствующих субъектов и пр.), но и влиянием профсоюзов, которые выступают в качестве мощного катализатора активизации защиты работодателями своих корпоративных интересов.

Регулирующее воздействие на занятость населения в России оказывают три основных субъекта: государство, работодатели и профсоюзы. При этом Государство решает стратегические вопросы занятости населения, определяет основные контуры социально-экономической политики и сокращения безработицы. Для ее реализации разрабатываются программы обеспечения занятости населения, по профессиональной подготовке, трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечение гарантией безработных граждан. Государство, не вмешиваясь во внутрипроизводственную деятельность предприятий, воздействует через налоговую систему, денежную и кредитную политику, аккумулирует денежные средства на решение социальных вопросов занятости.

Работодатели, являющиеся вторым субъектом регулирования занятости, свою функцию в этом плане осуществляют путем сохранения, создания и предложения рабочих мест на рынке труда. Но при этом создание рабочих мест и предложение его на рынок труда для работодателя в целях сокращения безработицы носит необязательный характер.

Профсоюзы законодательно определены как общественная организация, защищающая интересы трудящихся. Однако профсоюзы остаются в стороне от решения проблем безработицы, они не создали до сих пор механизм реализации своих прав в системе организации занятости, социальной защиты и сокращения безработицы. Совершенствование политики сокращения безработицы требует активизации всех субъектов: государственных органов, предпринимателей, профсоюзов и самих безработных граждан страны.

Сегодня партнерство с профсоюзами считается признаком цивилизованного бизнеса. Кроме того, администрация объективно заинтересована в налаживании контактов с коллективом. При этом, однако, менеджмент взаимодействует с профсоюзами, как правило, в традиционной манере, характерной для дореформенной экономики. По-прежнему обычным явлением считается практика, когда рядовые работники и администрация состоят в одном профсоюзе, а профсоюзы действуют в основном исключительно в интересах предприятия. Кроме того, большинство профсоюзов активно занимаются делами, никак не связанными с защитой интересов работников (борьба с пьянством, хищениями, организация соревнований на производстве, праздников, спортивных мероприятий и пр.).

В представлении большинства работников профсоюз все еще остается организацией, главным предназначением которой является распределение социальных благ и оказание социальных услуг на предприятии. В действительности же он уже в значительной степени лишился этих функций. Если материальную помощь профсоюз действительно выплачивает сам и в основном из собственных средств, то социальный пакет формируется и распределяется практически без его участия .

Таким образом, в настоящее время ресурс профсоюза как общественной организации, изначально призванной быть независимой от работодателя, трансформировался в ресурс администрации, которая использует его для эффективного управления персоналом.

Слабость профсоюзов и отсутствие реальных объединений работодателей дополнительно способствовали тому, что государство заняло «особое место» в треугольнике «работники - работодатели - государство».

Заключение:

Современный финансово-экономический кризис влияет как на динамику занятости населения Российской Федерации (рост общей и регистрируемой безработицы), так и на ее структуру (ускоренный рост безработицы в промышленности, строительстве и торговле; снижение занятости мужчин и городского населения; усиление межрегиональных диспропорций рынка труда). Вследствие кризиса в большей степени пострадали экономически развитые регионы, поскольку его основной удар пришелся на промышленность, строительство, финансы и торговлю. Регионы с высокой долей занятых в сельском хозяйстве и бюджетном секторе оказались затронуты в меньшей степени.. Адаптация рынка труда к снижению деловой активности идет по трем основным направлениям: сокращение рабочего времени, сокращение занятости, снижение реальной заработной платы, задержки заработной платы.

В современных условиях с повышением гибкости рынка труда, как в рыночной, так и в переходной экономике, доминируют нестандартные формы занятости. Исходя из этого, можно сделать предположение о том, что процесс «размывания» стандартной занятости сохранится и ускорится в будущем.

В период трансформации за короткое время на российском рынке труда появились и распространились разнообразные нестандартные формы занятости, выступавшие своего рода «подушкой безопасности» и сдерживавшие безработицу. В период подъема нестандартная занятость стала основным сегментом, где наблюдался рост числа рабочих мест, что помогло «скорректировать» жесткость трудового законодательства по отношению к работникам, занятых на стандартных условиях.

Современная ситуация в России характеризуется тем, что при нарастании безработицы сохраняется дефицит рабочих кадров по отдельным специальностям, что требует развития профессиональной и территориальной мобильности, повышения гибкости предложения труда в целом. Тенденция к увеличению видов «нестандартной занятости» отражает возможность с меньшими потерями выйти из финансового кризиса.

Обобщенно можно выделить три важных направления, первое из которых связано с законодательным обеспечением основных гарантий работающему населению, второе направление связано с формированием спроса на труд в рамках общеэкономической политики и формированием макропропорций, третье направление связано с воздействием на факторы, лежащие на стороне предложения труда. Государство, выступает определенным гарантом занятости, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения. В то же время, государственное регулирование не должно «подавлять» (искажать) рыночные сигналы и механизмы саморегулирования, препятствовать реализации требований экономической эффективности, ограничивать мобильность рабочей силы и высвобождение лишних работников. Достаточно высокая занятость населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, стимулированием роста инновационного сектора, диверсификацией структуры экономики, устранением барьеров к участию в экономической жизни общества всех категорий трудоспособного населения.

Похожие работы на данную тему