Проблема повторного брака. Техники и методы консультирования клиентов при решении данной проблемы

Название работы: Проблема повторного брака. Техники и методы консультирования клиентов при решении данной проблемы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Проблема повторного брака в психологической литературе 2

1.1. Повторные браки, их особенности и виды 2

1.2. Психологические проблемы брака разведенного мужчины со свободной и молодой женщиной 3

1.3. Психологические проблемы второго брака с разведенной женщиной, имеющей детей 5

1.4. Психологические проблемы брака вдовца со вдовой 10

1.5. Психологические проблемы «Возвратного брака» 11

Глава 2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам повторного брака 14

2.1. Программа исследования 14

2.2 Разработка методики и апробация методики психологического консультирования 15

Психолог может или заранее приготовить листы с написанной информацией, или на занятии оформить вместе с клиентом «шпаргалку» по изучаемым вопросам. 22

2.3 Результаты апробации 24

Заключение 26

Библиография 28

Приложение 1 30

Выдержка:

Введение:

Развод – это далеко не лучший, а, пожалуй, худший вариант разрешения семейного кризиса. Он тогда имеет смысл, когда оба разведенных супруга могут сразу же создать новые семьи. Возможностей таких, к сожалению, немного. Иногда мешают психологические трудности, иногда – демографические. Как свидетельствует беспристрастная статистика, в течение 10 лет в повторный брак вступает лишь 68% мужчин и 27% женщин. Между первым и вторым браком разница в среднем 5,5 лет. Не скоро наступает равновесие после первой семейной катастрофы, немало нужно времени для восстановления душевных сил, осмысления всего, что произошло, поиска нового спутника жизни. Некоторые вовсе не могут преодолеть боязнь повторной ошибки и привыкают к одиночеству. Трудности создания новой семьи для разведенной женщины во многом обусловлены наличием детей, которые обычно после развода остаются с матерью (вероятность выйти замуж в этом случае в 3 раза меньше). Кроме того, после 35 лет главной причиной женского одиночества является нехватка мужчин соответствующего возраста из-за их повышенной смертности. По психологическим причинам из числа потенциальных «женихов» женщинами исключаются сильно пьющие мужчины. Следовательно, фактические шансы разведенных женщин еще ниже. Поэтому, чем старше женщина, тем труднее ей найти мужа. С возрастом и дети становятся старше и начинают активно препятствовать новому браку.

В центре внимания настоящей работы — совокупность техник и методов, применяемых психологами-консультантами в ситуациях развода.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы повторного брака.

Глава 2:

Дневник всегда находится у клиента, в нём он выполняет задания психолога, заносит свои наблюдения, записывает вопросы, рисует, с ним приходит на индивидуальные занятия к психологу.

Удобно оформить дневник в виде папки с файлами. На занятиях и дома клиент работает на листах А4, которые впоследствии помещаются в файлы. Желательно писать в дневнике разноцветными ручками, фломастерами, использовать маркеры. Записи должны быть привлекательными для самого клиента. Одно из важных условий заполнения дневника – это заполнение его крупными печатными буквами, так как печатный текст воспринимается под любым углом зрения, информация будет читаться даже в перевернутом виде; записывая для себя что-то важное печатными буквами, клиент будет делать это значительно медленнее, не автоматически, вдумываясь в написанные слова. Для актуализации поставленных задач папка просматривается вместе с клиентом перед каждым занятием.

Папка имеет обязательные составные блоки:

Именной блок – это оформление титульного листа дневника (фамилия, имя, возраст, дата рождения, количество детей) и первой страницы, где возможен автопортрет клиента и портрет мужа, рисунок- ассоциация, изображения того, что нравится клиенту. Этот блок может содержать информацию о психологе (фамилия, имя, отчество, время работы, номер кабинета) и о родственниках. Цель этого блока - знакомство, возможное определение ресурса и ценностей.

Задачный блок - цель этого блока - постановка самим клиентом тех задач, которые он хочет решить вместе с психологом. Это необходимо сделать даже в том случае, когда психолог получил конкретный запрос. Задача психолога на данном этапе - помочь клиенту осознать актуальную задачу и переформулировать её на понятный клиенту язык. Желательно, чтобы клиент озвучил и какую-либо свою задачу. Если задач несколько, можно предложить ранжировать задачи (варианты – ранжирование по важности и срочности решения). Задачи необходимо оформить интересно и красочно на первых листах дневника сразу после именного блока.

Информационный, диагностический и рабочий блоки не закреплены в дневнике клиента в какой-либо последовательности. Эти подразделения важны, прежде всего, для самого психолога как некие формы взаимодействия с клиентом. А то, как и когда будет идти эта работа, специалист решает сам.

Информационный блок. Цель этого блока - знакомство клиента с психологическими знаниями, о методах воспитания, о способах поддержки ребенка. Задача психолога - подготовить содержание, объём научной информации и степень её сложности.

Психолог может или заранее приготовить листы с написанной информацией, или на занятии оформить вместе с клиентом «шпаргалку» по изучаемым вопросам.

Диагностический блок. Цель - изучение и познание клиентом своих возможностей совместно с психологом. Особенность этого блока от обычной диагностики в том, что ход и результаты диагностики достаточно открыты для клиента. В данном случае психолог подбирает методики, которые были бы понятны самому клиенту, были бы быстры и просты в исполнении, легки в подсчетах и доступны в анализе результатов.

Рабочий блок. Цель этого блока - способствовать развитию у клиента самостоятельной работы над собой. Задача психолога - продумать и предложить такое «домашнее задание», которое стимулировало бы его к самопознанию и саморазвитию. Упражнения не должны отнимать много времени на их выполнение и оформление в дневнике. На первых этапах такие задания могут носить творческий, эмоциональный характер; в дальнейшем можно вводить задания, требующие волевых усилий и самоконтроля.

Рефлексивный и проектировочный блоки как завершают в целом работу с клиентом, так и имеют место на этапе решения одной из поставленных задач.

Рефлексивный блок. Цель этого блока - осознание клиентом произошедших в нем изменений, оценка этих изменений, принятие (или нет) новых способов решения поставленных перед ним задач, осознание изменений в окружающем его мире. Задача психолога - предъявление клиенту фактов изменения (или не изменения) в нем самом и вокруг него, помощь в вербализации изменений, фиксации нового опыта. Психолог должен избегать таких вопросов, на которые клиент может ответить только «да» или «нет».

Заключение:

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В группе повторных браков условно выделяются несколько разновидностей:

1) брак разведенного мужчины среднего или пожилого возраста с более молодой, свободной и бездетной женщиной;

2) женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми;

3) браки вдовцов и вдов;

4) «возвратные браки».

2. Решение психологических проблем, возникающих в различных видах повторных браков, целиком и полностью зависит от осознания возможных трудностей супругами и обоюдного их желания создать благоприятный психологический климат в семье через гармонизацию супружеских, детско-родительских и детско-детских отношений. Только при этом условии трагедия развода будет пережита с наименьшими потерями для взрослых и детей, а новая семья даст им возможность получить то, чего они не имели в прежней.

3. Разработанная в данной работе программа психологического консультирования включает в себя определенный набор методов и техник, который можно использоват с некоторыми вариациями практически во всех описываемых ситуациях воздействия на клиента в ситуации повторного брака. К ним относятся следующие.

1. Ориентация клиента на принятие ответственности за происходящее.

2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.

3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии:

1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.

2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать его высказывания.

Похожие работы на данную тему