Контрольная работа по дисциплине психология

Название работы: Контрольная работа по дисциплине психология

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 2

1. Понятие мышления в психологии 4

2. Понятие интеллекта в психологии 8

3. Взаимосвязь понятий «мышление» и «интеллект» 11

Заключение 14

Список литературы 15

Выдержка:

Введение:

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека использу¬ется термин Homo sapiens – человек разумный. Человек, утративший разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути.

Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Его задача – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов.

Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям.

С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок, т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний. Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.

Психология мышления стала специально разрабатываться сравнительно недавно – лишь в XX в. Несмотря на большое число отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме мышления и интеллекта, до сих пор не существует единой общепринятой точки зрения относительно соотношения этих понятий. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – изучить взаимосвязь мышления и интеллекта.

Задачи исследования:

Глава 3:

По мнению одних исследователей эти понятия являются синонимами. Свидетельства тождественного употребления понятий интеллекта и мышления можно найти в работах С.Л. Рубинштейна: «Самый термин «практическое мышление» или «практический интеллект», чрезвычайно знаменателен. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление той точки зрения, которая усматривала интеллект лишь в теоретических операциях абстрактного словесного мышления в понятиях: практика и интеллект, практика и мышление объединяются в единстве понятия» [15, с. 337]; «можно сказать, что у ребёнка на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или «сенсомоторный интеллект» [15, с. 343].

По мнению других авторов, понятие «интеллект» является более широким по отношению к понятию «мышление». Подтверждение такого понимания соотношения этих понятий можно найти в учебнике «Психология» Р.С. Немова: «С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач» [11, с. 246].

И, наконец, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев [14] рассматривал интеллект в качестве одной из стадий развития психики в процессе эволюции. Всего он рассматривал четыре стадии: ощущение, восприятие, интеллект и сознание. При этом мышление рассматривается в качестве высшей психической функции, которая появляется только на стадии сознания и характеризуется отражением действительности в виде обобщенно-отвлеченных связей. На стадии интеллекта о подобном отражении речь не идет. Интеллект, согласно теории А.Н. Леонтьева, характеризуется отражением связей между вещами объективной действительности [14].

В ряде руководств по психиатрии и общей психопатологии понятия «интеллект» и «мышление» строго разграничиваются. Отграничение интеллекта от мышления является необходимым для более четкого различения их расстройств – слабоумия и всевозможных видов нарушений мышления, например, разорванности и вязкости мышления, резонерства и др. Хорошо известны клинические наблюдения с временным расстройством мышления при сохранности интеллекта, и, напротив, в случае снижения интеллекта может наблюдаться относительная сохранность осуществления основных мыслительных операций. По мнению М.О. Гуревича (1949), мышление, будучи тесно связано с интеллектом, не совпадает с ним. В связи с этим автор подчеркивает особую необходимость разграничения этих понятий в патологии, так как в ряде случаев при высоком интеллекте возможны преходящие расстройства мышления, а при низком интеллекте мышление может в известных пределах протекать правильно, т.е. с соблюдением элементарных законов логики. Однако то обстоятельство, что в клинике иногда наблюдается известная независимость течения мыслительных процессов от уровня интеллектуальной деятельности, еще не является достаточным основанием для разграничения интеллекта и мышления Снижение интеллектуального уровня, лежащее в основе слабоумия, – один из частных видов патологии мышления, нередко сочетающийся с другими проявлениями мыслительных расстройств.

Заключение:

Как показал анализ отечественных и зарубежных литературных источников, мышление является важной психической функцией человека, имеющей важное приспособительное значение для индивида и человечества в целом. Это прижизненно формирующуюся высшая психическая функция, задача которой состоит в раскрытии отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и других действий и операций.

Интеллект является основной формой познания действительности. Он рассматривается как совокупность познавательных процессов, включающая ряд частных компонентов, таких как память, умственная работоспособность, объем знаний, характер протекания мыслительных процессов, их адекватность ситуации, реальность, точность суждений и умозаключений.

Несмотря на значительное число отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблемам мышления и интеллекта, до сих пор не существует единой общепринятой точки зрения на проблему соотношения интеллекта и мышления. Вместе с тем, согласно наиболее распространенной точке зрения, мышление и интеллект – близкие по содержанию термины, но они не тождественны. Оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллект – это способность к мышлению, а мышление – процесс реализации интеллекта. Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт, способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Мышление является активной функцией интеллекта. Мыслительные операции анализа и синтеза, суждения, умозаключения являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей. Мышление – это интеллект в действии. Интеллект – это способность к мышлению.

Похожие работы на данную тему