Типы рыночных структур

Название работы: Типы рыночных структур

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Эктеория

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Конкурентный рынок 4

1.1. Совершенная конкуренция 4

1.2. Монополистическая конкуренция 8

2. Неконкурентный рынок 11

2.1. Монополия 11

2.2.1. Чистая монополия 15

2.2.2. Двустороння монополия 20

2.2.3. Монополистическая конкуренция 22

2.2.3. Ценовая политика монополистов 22

2.2. Олигополия 25

2.3. Монопсония 28

Заключение 31

Список литературы 33

Выдержка:

Введение:

Рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

В связи с этим выделяют различные типы рыночных структур.

Разумеется, данные структуры – лишь модели, которые не встретишь в реальной жизни (в настоящее время можно наблюдать смешанный тип рыночной структуры практически в любой стране мира), но изучение их помогает понять тенденции, присущие рынку.

Цель данной работы – изучение типов рыночных структур на конкурентном и неконкурентном рынке.

В связи с этим поставим перед собой ряд задач:

Изучить конкурентный рынок, представленный совершенной конкуренцией;

Изучить неконкурентный рынок, представленный монополией, олигополией и монопсонией.

Глава 2:

Олигополия (от греческого oligos – немногий, poleo - продаю) – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведёт к изменению цены.

Олигополия предложения возникает тогда, когда отраслевой спрос удовлетворяется небольшим числом производителей. Специфическим фактором ценообразования на олигопольном рынке является то, что олигополист принимает во внимание возможную реакцию своих конкурентов. В то же время реакция последних зависит от того, какое решение принимает данный олигополист. Поэтому равновесие на рынке олигополии устанавливается в результате стратегических (взаимозависимых) решений конкурентов.

Существует два вида олигополий. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары, второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары. Но в обоих случаях фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объёмов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень. В этом случае возможны следующие действия конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей или бороться друг с другом до полного уничтожения.

Последний вариант осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Но снижение цен возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источник экономической прибыли и на рынке установится ситуация, близкая к совершенной конкуренции. Поэтому фирмы вынуждены принимать решения, основанные на учете возможного поведения своих соперников. Проще говоря, каждая из фирм ставит себя на место своих конкурентов и анализирует какова была бы их реакция .

Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам – олигополистам значительную степень контроля над рынком. Так, если олигополист решит ограничить выпуск продукции, то это приведёт к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить совместную политику, то их совместная рыночная власть приблизится к той, которой обладает монополия.

Уникальной особенностью олигополии является субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. Только на олигополистическом рынке решение каждой из фирм – олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.

Крайней формой операции олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель подразумевает явный сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков и др. Целью такого сговора является получение прибыли выше той, которую можно было получить при его отсутствии. Максимальная прибыль картеля равна прибыли в условиях чистой монополии. В форме картеля олигополия неэффективна. В этом случае речь фактически идёт о групповой монополии. Поскольку картельные корпорации в основном запрещены, поскольку ведут к образованию чистой монополии, то олигополисты идут на тайный сговор.

Типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах. Под этим понимается следование примеру доминирующей на рынке фирм, проявляющей инициативу в изменении цен. Такие действия позволяют фирмам увеличить объём продаж и максимизировать прибыль.

Лидерство в ценах возможно при следующих условиях: ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи и технической оснащенности; он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы предельные издержки были ниже его цены; обеспечение достаточных объёмов сбыта продукции остальных фирм с помощью цен.

Когда ценовой лидер меняется, мы сталкиваемся с ситуацией барометрического лидерства. Когда несколько фирм занимают примерно одинаковые части рынка и несильно отличаются по объёмам производства и издержкам друг от друга, на олигополистическом рынке может иметь место лидерства в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных. Их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах. На рынке олигополии инициатива лидера любой формы отвечает интересам остальных. Если она из фирм понизит цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит их, то ни одна фирма не последует её примеру. Равновесие на рынке олигополии, при котором фирмы получают максимальную прибыль, становится, когда предельные издержки и предельный доход равны .

Заключение:

В ходе выполнения данной работы мы выполнили поставленные перед нами в начале нашей работы задачи.

Во-первых, мы рассмотрели рынок совершенной конкуренции, представляющий собой рынок, на котором независимо друг от друга действует множество продавцов и покупателей (рынок совершенной конкуренции), и рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Во-вторых, мы рассмотрели рынок несовершенной конкуренции, который представлен монополией, олигополией и олигопсонией.

Монополия – рынок, на котором существует один продавец и множество покупателей. В случае, когда на рынке присутствует один продавец и один покупатель, такую ситуацию называют двусторонней монополией.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает.

Существование подобных структур в их чистом виде маловероятно, но их изучение приводит к пониманию процессов, происходящих на рынке.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель данной работы - изучение типов рыночных структур на конкурентном и неконкурентном рынке – выполнена.

Похожие работы на данную тему