Изучение видов памяти младших дошкольников

Название работы: Изучение видов памяти младших дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

47 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I Развитие видов памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6

1.1.Исследование видов памяти в психолого-педагогической литературе 6

1.2.Возрастные особенности видов памяти у младших школьников 12

1.3.Изучение проявлений памяти младших школьников 12

Глава II Исследование развития видов памяти младших школьников 22

2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти у младших школьников 22

2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27

2.3.Рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти младших школьников 35

Вывод 38

Список литературы 40

Приложение 1 43

Приложение 2 45

Выдержка:

Введение:

Младший школьный возраст называют вершиной детства [24, С. 251]. В современной периодизации психического раз¬вития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жиз¬ни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная дея¬тельность. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а родители и педагоги должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет раз¬виваться память. Это положение определяет актуальность выбранной темы работы.

Память, являясь одним из психических процессов, относится к числу базовых категорий рассмотрения в психологии. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразы.

Виды памяти — это структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала [14].

В отечественной и зарубежной психологии накоплен весьма обширный эмпирический материал, являющийся результатом многочисленных экспериментальных исследований памяти младших школьников (А. Аалль, Е.Брунсвик, Бурдон, Л.С.Выготский, Л.Гольдшейдер, П.И.Зинченко, Н.П.Иванова, А.Изюмова, Д.И.Красильщикова, Е.М.Кудрявцева, А.Н.Леонтьев, А.И.Липкина, Б.Лобзин, В.Я.Ляудис, К.П.Мальцева, Э.Мейман, А.Польман, Г.В.Репкина, В.И.Самохвалова, А.А.Смирнов, Г.А.Стюхина, Э.А.Фарапонтова, Т.Х.Хасаева, Л.В.Черемошкина, В.Д. Шадриков, А.Н. Шлычкова, В.Штерн и многие другие).

Большинство исследований памяти младших школьников в отечественной психологии базируется на деятельностном подходе, выполнены в парадигме констатирующего и формирующего экспериментов.

Цель данного исследования: теоретически описать и эмпирически изучить виды памяти у младших школьников.

Объект исследования: память младших школьников.

Предмет исследования: виды памяти младших школьников.

Гипотеза: уровень развития долговременной памяти младших школьников ниже уровня развития их кратковременной памяти; а уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти.

Глава 2:

Очень высоким уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти на числа обладает 12% испытуемых. Эти дети смогли правильно записать 9-10 чисел из только что названных. Высокий уровень развития кратковременной слухоречевой памяти на числа отмечен у 36% второклассников. Им удалось записать 7 или 8 чисел сразу после диктовки списка из десяти чисел.

24% выборки обладают средним уровнем кратковременной слуховой памяти на числа. Они сохранили в кратковременной памяти 5-6 чисел. Низкий уровень развития кратковременной памяти на числа зафиксирован у 16% испытуемых, которые смогли запомнить лишь 3-4- числа. И один ребенок из класса (4% выборки) не смог правильно воспроизвести более двух чисел сразу после диктовки.

Долговременной слухоречевой памятью на числа очень высокого уровня развития не обладает ни один из второклассников. Показатели, характерные для высокого уровня развития долговременной слухоречевой памяти на числа, продемонстрировали 8% испытуемых (смогли назвать 7 или 8 чисел правильно на следующий день после предъявления). Средний уровень развития долговременной слухоречевой памяти на числа характерен для 24% испытуемых, которые воспроизвели 5-6 чисел (аналогичный долевой показатель среднего уровня развития и у кратковременной слухоречевой памяти на числа). 40% опрошенных обладают низко развитой долговременной слухоречевой памятью на числа (воспроизвели 3-4 числа). Слабо развитая долговременная слухоречевая память на числа – у 28% учеников 2 «Б» класса, которые затруднились назвать более двух чисел из стимульного ряда на второй день после предъявления правильно.

Определим значимость различий кратковременной и долговременной слухоречевой памяти на числа с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Построим гипотезы.

Н0: Уровень развития долговременной слухоречевой памяти на числа не ниже уровня развития кратковременной слухоречевой памяти на числа.

Н1: Уровень развития долговременной слухоречевой памяти на числа ниже уровня развития кратковременной слухоречевой памяти на числа.

Критические значения: Uкр = 192 при p?0,01 и Uкр = 227 при p?0,05.

Uэмп=122,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Следовательно, принимается Н1. Уровень развития долговременной слухоречевой памяти на числа ниже уровня развития кратковременной слухоречевой памяти на числа (при p?0,01).

Рисунок 3 содержит графическую информацию о доле учеников 2 «Б» класса с различным уровнем развития кратковременной и долговременной зрительной памяти.

Итак, согласно полученным данным, 4% (один человек) из выборки смог продемонстрировать показатели очень высокого уровня развития кратковременной зрительной памяти. Он нарисовал все 7 фигур правильно, находящимися на верных местах в таблице их 16 клеток

Заключение:

Актуальность изучения видов памяти младших школьников связана с тем, что именно память, уровено развития различных ее видов (зрительной, слухоречевой; кратковременной и долговременной; механической и осмысленной) в значительной мере определяет успешность школьного обучения.

В теоретической части работы рассматривались результаты эмпирических исследований видов памяти учеников начальной школы, выполненных такими авторами, как Е.Е. Кравцова, Л.А. Огородникова, Л.В. Черемошкина, А.А. Смирнов, Н. Б. Матвеева. Хотя приводимые ими данные несколько противоречивы, основные тенденции таковы, что у ребенка 6—7 лет более развита и быстрее прогрессирует механическая, нежели смысловая память и память наглядно-образная, чем логическая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Это связано с преобладанием у них первой сигнальной системы. Однако на протяжении обучения в начальной школе ситуация меняется, и к концу младшего школьного возраста (к 10—11 годам) возрастает продуктивность смысловой памяти.

С учетом возраста испытуемых и степени сложности стимульного материала, гипотеза исследования сформулирована следующим образом: уровень развития долговременной памяти младших школьников ниже уровня развития их кратковременной памяти; а уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти.

Получены эмпирические данные, согласно которым:

? Уровень развития долговременной слухоречевой памяти младших школьников на слова ниже уровня развития кратковременной слухоречевой памяти на слова (при p?0,01).

? Уровень развития долговременной слухоречевой памяти младших школьников на числа ниже уровня развития кратковременной слухоречевой памяти на числа (при p?0,01).

? Уровень развития долговременной зрительной памяти младших школьников ниже уровня развития кратковременной зрительной памяти (при p?0,01).

? Уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития смысловой (логической; опирающейся на вторую сигнальную систему) памяти младших школьников (при p?0,01).

Следовательно, гипотеза исследования доказана, а все задачи работы выполнены.

Похожие работы на данную тему