Курсовая практика по теме: Реформирование и деятельности полиции в Российской империи в период 1718-1917 гг.

Название работы: Реформирование и деятельности полиции в Российской империи в период 1718-1917 гг.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

ИГП

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………..……………………. 3

Глава 1. Возникновение и становление полиции в России в XVIII веке …. 7

Глава 2. Развитие полиции в XIX веке ……………………….……………. 14

2.1. Полиция в первой половине XIX в. ……….………………….. 14

2.2. Полиция во второй половине XIX в. …………………………. 17

Глава 3. Полиция в конце XIX – начале XX века …………….…………… 25

Заключение …………………………………………………………………… 33

Список использованной литературы ……………………………………. 35

Выдержка:

Введение:

Данная курсовая работа посвящена истории полиции в Российской империи. Несомненно, что органы внутренних дел во все времена оставались и остаются наиболее важными государственными органами. Нельзя понять развитие российской государственности без достаточно полного представления о месте и роли органов внутренних дел в структуре властного механизма.

В деле эффективной разработки любой научной проблемы важную роль играет изучение истории вопроса, поскольку известно, что исторический подход позволяет лучше понять современные проблемы, дает возможность выделить закономерности развития теории и практики, трудноуловимые без ретроспективного анализа. Это относится и к исследованию проблемы создания в современной России профессиональной полиции (1 марта 2011 года вступил в силу закон «О полиции»). В первой же статье изменена профессиональная идеология органов внутренних дел – она становится действительно правоохранительной. То есть полиция будет не институтом государственного принуждения, а станет в первую очередь защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.

Объектом данного исследования является правоохранительная система Российской империи в период XVIII – нач. XX вв.

Предмет исследования – полиция, ее правовой статус, организация, место и роль в механизме охраны государственного порядка.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца правления Петра I (1718 г. - создание органов полиции в России) до Февральской революции 1917 г., когда полицию сменила « народная милиция».

Цель исследования состоит в изучении реформирования и деятельности полиции в Российской империи в период 1718-1917 гг.

Глава 3:

После революции 1905—1907 гг. прошло укрепление органов полиции, которое было направлено большей частью на повышение эффективности деятельности полити¬ческой полиции. Общая полиция, бросила большую часть своих сил на помощь политической полиции для борьбы с революционным движением, поэтому свою главную задачу по охране порядка в обществе она выполняла не лучшим образом. Как отметил известный юрист Н. Селиванов, «... не тому нужно удивляться, что более половины преступлений у нас ос¬тается нераскрытыми, а тому, что другая половина раскры¬вается» . Жертвой воров-карманников стал сам министр внутренних дел А.Е. Тимашев, у которого во время обедни в Успенском соборе в Москве украли кошелек, золотой порт¬сигар и портфель.

Безнаказанность преступлений провоцировала рост обще¬уголовной преступности. Царское правительство начало применять меры для уголовно-розыскной деятельности. При канцеляриях полицмейстеров и градоначальников стали создаваться сыскные отделения. Общее руководство ими осуществляло восьмое делопроизводство Департамента полиции МВД, хотя чины прокурорского надзора также контролировали работу сыскных отделений и могли давать служащим сыскной по¬лиции «непосредственные поручения». По закону от 6 июля 1908 г. «для производства розыска по делам общеуголовного характера» отделы сыска были сформированы в составе управлении полиции во всех крупных городах (всего было создано 89 отделе¬ний). В состав сыскных отделений I разряда входили: началь¬ник отделения, его помощник, полицейские надзиратели, заведующие столами и городовые. При отделениях состояли также переводчики.

9 августа 1910 года министр МВД издал Инструкцию для сотрудников отделения уголовного сыска, в которой указывалась структура сыскного отдела и их задачи.

Отрица¬тельно сказывалось на деятельности сыскной полиции и установленное Инструкцией 1910 г. предписание об обязательном ношении форменной одежды чинами сыскных отделений.

Как обычно, европейский опыт был учтен с некоторым запозданием, ибо к рассматриваемому периоду в странах кон¬тинентальной Европы уже действовала более эффективная организация сыскной полиции, построенной на основе прин¬ципа централизации. Для данной системы характерно координирование действий полиции из главной квартиры, специализация агентов на раскрытии отдельных видов пре¬ступлений и т. д.

В 1910 г. после скандала с разоблачением Азефа в Особом отделе по инициативе нового заведующего отдела полковни¬ка А.М. Еремина был образован агентурный отдел, в котором была сосредоточена вся работа с секретной агентурой.

В 1914 г. по предложению директора Департамента поли¬ции СП. Белецкого Особый отдел был переименован в 9-е делопроизводство, которое в 1915 г. было объединено с 6-м делопроизводством.

В сентябре 1916 г. название Особого отдела вновь было восстановлено.

К началу 1917 г. в Особом отделе насчитывалось более 100 сотрудников, работавших в 8 отделениях: 1-м (контрразведка, охрана императорской фамилии); 2-м (наблюдение за эсерами); 3-м (наблюдение за социал-демократами); 4-м (наблюдение за кадетами и национальными партиями); 5-м (дешифровка и перлюстрация); 6-м (кадровое подразделение); 7-м (наблюдение по материалам Департамента полиции); 8-м секретном отделении (ведало секретной агентурой).

В середине 1905 г. на базе Особого отдела, 5-го и 7-го делопроизводства создается политический отдел департамента по¬лиции, который должен был увеличить эффективность борьбы с революционерами .

Возглавивший политическую часть П.И. Рачковский раз¬вернул активную деятельность, сосредоточив внимание на углубленном изучении обстановки и координации совмест¬ных действий. Рачковский понимал, что предотвратить ста¬рыми методами рост революционных настроений было уже невозможно. Использовать жандармский корпус и имеющиеся полицейские структуры было нецелесообразно, так как их личный состав в силу ряда причин так и не освоил в должной мере розыскную работу.

После Февральской революции 10 марта 1917 года корпус жандармов и департамент полиции были отменены Временным правительством России.

Полицию сменила «народная милиция», которая была создана на основании постановления «Об утверждении милиции» и «Временного положения о милиции» от 17 апреля 1917 года .

17 апреля 1917 года история полиции России заканчивается и начинается история милиции России.

Заключение:

В процессе анализа источников и исторической литературы выполнена работа по исследованию реформирования и деятельности полиции в Российской империи в период XVIII – нач. XX вв. При написании выпускной квалификационной работы, исходя из поставленных задач, были сделаны следующие выводы:

Министерство дел внут¬ренних (в отличие от министерства дел иностранных) сосредота¬чивало в своих руках все нити внутреннего управления страной. МВД через подчиненных ему губернаторов осуществляло адми¬нистративно-политический контроль за населением и террито¬рией всей Российской империи, охраняло общественный поря¬док и безопасность, боролось с преступностью. Но этим задачи министерства не ограничивались, оно должно было заботиться о промышленности (за исключением горной и военной), о торгов¬ле, принимать меры по предотвращению недостатка продоволь¬ствия и контролировать цены на него, контролировать строи¬тельство и архитектуру, исправность дорог, санитарную безопас¬ность, медицину и ветеринарию, благоустройство городов, заботиться о развитии «добрых нравов».

Ясно, что столь многочисленные и многообразные обязанно¬сти по мере развития экономики, увеличения численности насе¬ления, роста городов, и усложнения общественной жизни дела¬ли МВД чрезмерно громоздким и трудноуправляемым ведомством. Поэтому МВД постепенно освобождалось от многочисленных по¬бочных обязанностей. Так, департамент промышленности и торговли передается в состав министерства финансов, почто¬вый департамент превращается в самостоятельное министерство почт, местное благоустройство, дела продовольственные, меди¬цина, контроль за состоянием дорог местного значения перехо¬дят в ведение органов земского и городского местного самоуп¬равления, следствие после судебной реформы 1864 г. передается в компетенцию судебных следователей, места заключения в 1895 г. — министерству юстиции. Все это позволило МВД сосредоточить свое внимание на охране общественного порядка, безопасности и борьбе с преступностью. Эту главную свою функ¬цию МВД достаточно успешно осуществляло при довольно скромной численности полицейского аппарата и сравнительно ограниченных материальных ресурсах.

МВД представляло собой главное «силовое» ведомство, осу¬ществлявшее необходимое государственное принуждение, без которого невозможно обеспечение исполнения законов и закон¬ных предписаний органов власти. Без такого государственного принуждения не может существовать ни одно государство.

Но и освободившись от ряда побочных функций, МВД сохраняло свою роль как одного из важнейших органов в государственном механизме, по существу главного рычага внут¬реннего управления в царской России. Достаточно сказать, что МВД принимало деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. В аппарате МВД и под руководст¬вом министра внутренних дел подготавливались законопроекты о земской и городской реформах 1864—1870 гг. По инициативе министров внутренних дел П.А. Валуева и М.Т. Лорис-Меликова в 60—80-е годы XIX века разрабатывались проекты конститу¬ционных реформ, правда, не получивших в силу разных причин своего воплощения в жизнь.

Похожие работы на данную тему