Уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

Название работы: Уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

21 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения в психологии и педагогике 4

1.1 Проблема становления профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе 4

1.2 Сущность понятия «профессиональное самоопределение» 6

1.3 Методы и средства развития профессионального самоопределения у студентов ВУЗа 8

Выводы по I главе 10

Глава II Эмпирическое исследование уровня готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению 11

2.1 Методики исследования профессионального самоопределения у студентов ВУЗа 11

2.2 Анализ и обработка результатов исследования 11

Выводы по II главе 17

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение 1 21

Приложение 2 22

Выдержка:

Введение:

В условиях экономической нестабильности российского общества как никогда возрастает потребность общества в высокопрофессиональных, соци-ально активных людях. Поэтому чрезвычайно актуальна проблема профес-сионального самоопределения личности, как наиболее значимого компонента профессионального развития. Учитывая все большую коммерциализацию высшего профессионального образования, особенно остро звучит проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определенную специальность.

Цель исследования: определить уровень готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

Объект исследования – личностные особенности студентов.

Предмет исследования – готовность студентов ВУЗа к профессио-нальному самоопределению.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы профессионального самооп-ределения в зарубежной и отечественной психологии и педагогике.

2. Выявить сущность понятия профессионального самоопределения у студентов ВУЗа (психологического и юридического факультетов Челябин-ского государственного университета и определить уровень его готовности.

3. Рассмотреть методы и средства развития профессионального само-определения студентов ВУЗа.

4. Эмпирическое исследование уровня готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению.

Методы: опросник Н.А. Мажаровой, опросник Дж. Голланда.

Практическая значимость: полученные в настоящем исследовании дан-ные могут быть использованы для разработки и совершенствования научно обоснованных методов профессионального самоопределения студентов ВУЗа.

База исследования: Челябинский государственный университет.

Глава 2:

В группе будущих юристов неудовлетворенность профессией наиболее часто отмечают те из студентов, кто при ее выборе ориентировался на твор-ческий характер работы и возможность высокого заработка; в группе психо-логов – те, кто был ориентирован на статусную функцию профессии и воз-можность высокого заработка. Таким образом, можно предположить, что не-удовлетворенность профессией – это следствие случайного выбора профес-сии. Неслучайно в жизненных планах именно этих студентов чаще, чем у ос-тальных, присутствует готовность работать не по специальности.

Жизненные планы студентов представлены в таблице 2.4. Как видно из таблицы 2.4, подавляющее большинство студентов (96,7%) имеют опреде-ленные планы на будущее. Работать по специальности предполагают 68,4% испытуемых. На госструктуры ориентируются преимущественно те студенты (26,7%), что дорожат осваиваемой профессией и готовы работать только по профилю. Работать по специальности в коммерческих структурах хотело бы в 1,5 раза большее количество студентов, чем в госструктурах (41,7%). Рабо-тать не по специальности согласен каждый пятый респондент (20%), при этом 3/4 из них предпочли бы работу в коммерческих структурах. 10% сту-дентов готов получить образование по другой специальности. Заняться науч-но-исследовательской работой планирует лишь 8,3% студентов.

Таблица 2.4 – Жизненные планы студентов исследуемых групп и ре-зультаты их сравнения с помощью критерия ?* Фишера

Заключение:

Как показал проведенный нами анализ доступных литературных ис-точников, профессиональное самоопределение представляет собой самостоя-тельное и осознанное согласование профессионально-психологических воз-можностей человека с содержанием и требованиями профессионального тру-да, а также нахождением смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Это динамическое единство различных компонентов: необходимых знаний о профессии, о себе, общих и специаль-ных умений и навыков, эмоционально-оценочных отношений к приобретен-ным знаниям, осознанности выбора профессии и пр.

Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литера-туры и полученные в настоящем исследовании результаты эмпирического исследования готовности к самоопределению студентов двух факультетов университета подтвердили имеющееся представление о том, что профессио-нальное самоопределение может совпадать с выбором профессии (если мо-лодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями) или не совпадать с ним, ес-ли молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профес-сию, по знакомству и прочее. Это не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни. Адекватность выбора и уровень освоения професси-ей влияют на все стороны и общее качество жизни. Удачно выбранная про-фессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здо-ровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью.

Похожие работы на данную тему