Формирование этикетных представлений у детей третьего года жизни в процессе проведения разных видов игр.

Название работы: Формирование этикетных представлений у детей третьего года жизни в процессе проведения разных видов игр.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

48 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования этикетных представлений у младших дошкольников 6

1.1. Роль и место этикета в развитии современного общества 6

1.2. Методика обучения младших дошкольников этикетным представлениям 11

1.3. Игра как средство формирования у детей третьего года жизни этикетных представлений 15

1.4. Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения у младших дошкольников 26

Вывод по 1 главе 31

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этикетных представлений у младших дошкольников 32

2.1. Изучение уровня этикетных представлений и умений у младших дошкольников 32

2.2. Реализация педагогических условий формирования этикетных представлений у младших дошкольников 35

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42

Приложение 47

Выдержка:

Введение:

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем она оказывает на него серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок умеет общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета нужно в дошкольном возрасте. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Актуальность данной проблемы очевидна. В последнее десятилетие в нашей стране в сознании людей произошла болезненная ломка устоявшихся идеалов. Меняются ценностные ориентации и у молодежи. Общий кризис, который сегодня переживает Россия, и который коснулся всех сфер ее жизни: политики, культуры, экономики очевиден для каждого человека. Заметен рост установок на возвышение, достижение, хватку и соответственное снижение ориентаций на скромность, культурное поведение. Реже упоминается честность, порядочность, прямота. Несмотря на успехи общества в достижении обеспеченности и комфорта, личность не становится нравственнее и духовно выше. В настоящее время одной из важнейших проблем является воспитание подрастающего поколения, обучение правилам и нормам этикета которого начинать нужно уже в дошкольном возрасте.

Цель работы заключается в теоретическом изучении и экспериментальном апробировании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования этикетных представлений у детей третьего года жизни в процессе проведения разных видов игр.

Объект исследования – процесс формирования этикетных представлений у детей третьего года жизни.

Предмет исследования – использование разных видов игр, в процессе формирования этикетных представлений у детей третьего года жизни.

Задачи, решаемые в ходе исследования:

? раскрыть понятие этикетные представления детей дошкольного возраста;

? выявить роль и место этикета в современном обществе;

Глава 2:

В контрольной группе изменились результаты уровня сформированности социального умения вести себя за столом. Рост произошел в большей мере за счет изменений следующих показателей: сохранение правильной позы за столом и поддержание внешнего вида. Сформированность умения детей сервировать стол, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями, общаться во время еды претерпели в контрольной группе незначительные изменения.

Соответственно изменились и качественные характеристики данных показателей. Наблюдение за процессом приема пищи выявило, что дети в контрольной группе стали самостоятельными в сохранении правильной позы за столом. Произошло данное изменение за счет того, что это внешне зримые показатели для взрослых, на которые им было легко воздействовать. Произошли положительные изменения в умении пользоваться приборами, держать ложку и вилку, без напоминания пользоваться бумажной салфеткой. Существенных изменений не произошло в умении пользоваться ножом и тканевой салфеткой.

Таким образом, изменения в контрольной группе коснулись наиболее общеупотребительных правил столового этикета. Это явилось следствием того, что именно на них педагоги делают акцент в своей работе.

Показатели уровня сформированности социальных умений у детей этой группы не претерпели существенных изменений. Показатель высокого уровня сформированности увеличился только на 26%, а результаты низкого уровня уменьшились на 3%. Это объясняется общим взрослением и развитием ребенка. Следовательно, общепринятая методика работы с детьми не оказывает корригирующего влияния на детей, имеющих проблемы в овладении данными социальными умениями.

В экспериментальной группе рост показателей высокого уровня составил 54%, среднего – 41% (с 31% до 72%). Значительно изменились показатели низкого уровня (с 15% до 2%). Особенно заметен рост сформированности умения вести себя за столом во время еды (сервировать стол в соответствии с меню, общаться во время еды, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями), т.е. именно тех показателей, которые не претерпели изменений в контрольной группе.

Значительно изменились качественные характеристики овладения детьми умениями и знаниями столового этикета. Дети стали уверенно и самостоятельно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами и принадлежностями.

Более высокая успешность овладения детьми экспериментальной группы социальным умением вести себя за столом явилась следствием систематического, целенаправленного педагогического воздействия; дифференцированного подхода к каждому ребенку, корригирующего воздействия на детей с низким уровнем сформированности данного умения, организации предметно-развивающей среды.

Данные обследования сформированности у детей социального умения одеваться в соответствии с ситуацией показали рост высокого уровня сформированности у детей данного умения как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Рост произошел по показателям:

? умение одеваться в соответствии с ситуацией;

? умение следить за чистотой и опрятностью своей одежды;

? умение самостоятельно причесываться, поддерживать прическу в порядке.

В экспериментальной группе произошли положительные изменения по всем трем показателям.

Таким образом, в результате целенаправленного педагогического воздействия дети в экспериментальной группе научились подбирать одежду в соответствии с социальной ситуацией и с учетом цветовых сочетаний, могут проявлять творчество в подборе аксессуаров к одежде, самостоятельно поддерживать внешний вид, могут в течение длительного времени сохранять чистоту и опрятность одежды и обуви.

В экспериментальной группе прослеживается тенденция к увеличению на 41% количества детей с высоким уровнем сформированности умения знакомиться и знакомить. Эти данные демонстрируют превосходство результатов в экспериментальной группе на 31% по сравнению с контрольной группой. Проявления умения самостоятельно знакомиться и знакомить дети в экспериментальной группе демонстрировали в игровой деятельности и в повседневной жизни. Дети использовали обороты речевого этикета, знания правил знакомства с учетом социального статуса. Применяли ответные формы вежливости, уместно использовали жестикуляцию.

У детей в экспериментальной группе рост показателя высокого уровня сформированности умения вести себя в общественных местах составил 10%, что на 6% больше, чем в контрольной группе. Количество детей со средним уровнем сформированности умения вести себя в общественных местах в экспериментальной группе снизилось на 10%, а с низким уровнем сформированности умения - на 20%.

В экспериментальной группе качественные изменения претерпели показатели сформированности у детей умения вести себя на выставке, в музее (ходить, стоять, рассматривать экспонаты), умения создать соответствующий внешний вид, умения задать вопрос, поблагодарить, обратиться с просьбой.

Таким образом, сравнительный анализ результатов в контрольных и экспериментальных группах по результатам диагностического обследования проведенного на констатирующем и итоговом этапах эксперимента, показал, что в экспериментальных группах наблюдается стойкая динамика улучшения сформированности социального умения вести себя в общественных местах, тогда как в контрольных группах результаты сформированности данного социального умения не претерпели значительных изменений.

Показатель низкого уровня сформированности умения вести разговор по телефону у детей контрольных групп снизился и составил 12%, у детей в экспериментальных группах снизился на 27% и составил 1%.

В экспериментальных группах произошли качественные изменения в умении начинать и заканчивать разговор, в умении вызвать службы экстренной помощи. В игровой ситуации «Звонок другу» дети смогли поздороваться, представиться, поговорить, закончить разговор, попрощаться. Дети экспериментальных групп учитывали ситуацию, использовали принятые речевые обороты («Будьте добры, позовите, пожалуйста ...», «Вы не могли бы пригласить...», «Я Вас очень прошу ...»), обосновывали необходимость звонка. Дети в конце эксперимента в диагностической ситуации «Звонок “SOS” придерживались последовательности ведения разговора по телефону в экстренной ситуации.

Таким образом, в результате целенаправленного педагогического руководства у детей в экспериментальной группе произошли явные изменения в положительную сторону в сформированности умения вести разговор по телефону.

Полученные нами экспериментальные данные выявили следующее: в процессе эксперимента произошло изменение уровней сформированности социальных умений у детей.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы дает нам основание сделать вывод об эффективности педагогических условий формирования этикетных представлений у младших дошкольников.

Похожие работы на данную тему