Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста

Название работы: Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости словесно-логического запоминания в младшем школьном возрасте 6

1.1 Память, общее психологическое понятие 6

1.2 Краткая характеристика младшего школьного возраста 7

1.3 Особенности развития памяти младшего школьника 17

1.4 Способы развития словесно-логического запоминания 21

Глава 2. Исследование эффективности развития словесно-логического запоминания у младших школьников 31

2.1 Цели и задачи экспериментальной работы 31

2.2 Изучение уровня развития памяти детей младшего школьного возраста 32

2.3 Упражнения на развитие словесно-логического запоминания 36

2.4 Результаты педагогических экспериментов и их анализ 42

Заключение 47

Список использованной литературы 49

Выдержка:

Введение:

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным: для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [10;123].

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 10 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Значение памяти определяется ее воздействием на психику человека, в процессе чего информация, получаемая из окружающего мира, запоминается, сохраняется и воспроизводится при необходимости. Память отвечает за социализацию ребенка через знакомство и сохранение общественного опыта, его применение и использование. Память отвечает за успешность обучения детей, т.к. определяет возможность запоминания и сохранения информации младшими школьниками.

Теоретическая актуальность проблемы, ее значимость позволила определить тему нашего исследования: «Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста»

Цель работы: изучить эффективность развития словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста путем использования специально организованных игр и упражнений.

Объект исследования: процесс запоминания.

Предмет исследования: способы словесно-логического запоминания.

Для достижения цели исследования нами были определены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме работы;

2. охарактеризовать особенности памяти как познавательного процесса;

3. рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;

4. определить необходимость словесно-логического запоминания;

5. доказать влияние специально организованных игр и упражнений на развитие словесно-логического запоминания младших школьников.

Методы исследования, применяемые в работе: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение и систематизация материала, тестирование, моделирование.

Исследование проводилось на базе МОУ № 47 города Челябинска. В исследовании принимали участие младшие школьники, учащиеся 2 класса.

Практическая значимость исследования заключается в общении материала по проблеме развития словесно-логического запоминания детей младшего школьного возраста, определении условий для развития словесно-логического запоминания, разработке рекомендаций и подборе игровых упражнений, направленных на развитие словесно-логического запоминания.

Глава 2:

Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную форму. Именно поэтому мы в самом начале приводим пример упражнений на развитие способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины - иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.

Вторая группа упражнений направлена на формирование у детей осознанного восприятия. Они помогут вам научить ребенка концентрировать внимание на запоминаемом объекте.

Упражнения первой и второй группы способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке - структурированию и упорядочиванию. Подобный процесс передачи невозможен (о чем уже говорилось выше) без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти.

В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. На развитие этой способности (установления сходства и различий, анализа деталей предмета и синтеза) и направлены упражнения третьей группы. Они помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию.

Для извлечения же информации необходимо "ушко", или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация - это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год - и сразу в сознании всплыли представления о елке, салате "Оливье", шампанском, Снегурочке с Дедом Морозом…

Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия. Именно поэтому упражнения предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены упражнения четвертой группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также описывается мнемотехнический прием "нелогичные ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов.

Варианты упражнений, которые используются в процессе развития словесно-логического запоминания младшего школьника, разнообразны, но все они требуют особой подготовки со стороны педагога, оказание посильной помощи со стороны родителей. Совместная работа учителей, психологов и родителей будет способствовать повышению качества проводимой работы.

Необходимыми и неопровержимыми условиями развития памяти ребенка являются его заинтересованность в школьных занятиях, самостоятельная активная позиция ребенка и высокая познавательная мотивация. Однако, одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Таким образом, возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы (непосредственные реакции на происходящие события, наглядные конкретные предметы и образы) у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Можно сказать, что в этом возрасте преобладающая масса детей – «художники». Младшие школьники склонны к механическому запоминанию - целенаправленнму заучивание текста (стихи, правило, теорема) без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Однако, без специальной работы, направленной на формирование способов и приемов запоминания, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

По мере усложнения учебных заданий установка просто запомнить, механически, перестает себя оправдывать и это вынуждает ребенка искать приемы организации своей памяти. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.

Довольно часто таким универсальным приемом оказывается многократное повторение материала. Однако если ребенок пользуется только им на протяжении всего периода обучения в школе, то он не овладевает приемами смыслового запоминания, и его словесно-логическая память остается недостаточно сформированной.

Словесно-логическая память в младшем школьном возрасте существенно увеличивает свою роль в процессе запоминания материала.

Словесно-логическая память - эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти.

Заключение:

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности.

В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения и приобретает ярко выраженный познавательный характер. Память ребенка все больше и больше приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Изменение функции памяти связано с тем, что значительно повышаются требования к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных задач на запоминание, возникающих в процессе школьной учебной деятельности. Теперь ребенок – школьник-первоклассник, и он должен многое запоминать – заучивать материал (начиная со стишков, и заканчивая в дальнейшем научными формулами), уметь пересказать его, и, главное, помнить заученный материал и уметь воспроизвести его в нужное время. И здесь важно сказать, что проблемы с запоминанием школьного материала оказывают отрицательное влияние на отношение ребенка к учебной деятельности, к самой школе.

Надо отметить, что у первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для самого ребенка сведения и события его жизни (эмоциональная память).

Таким образом, младший школьный возраст очень чувствителен и восприимчив для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик ребенка. Также важно чтобы родители, учителя смогли рассказать ребенку о разных приемах запоминания и помочь ему в этом нелегком труде по овладению теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для него.

Проведенное теоретическое исследование доказало, что чем лучше у ребенка развита память, тем лучше развиты у него процессы внимания, восприятия, воображения, осмысленность и правильность речи, мышление.

Экспериментальная работа позволила определить уровень развития памяти младших школьников, тем самым доказав значимость и актуальность развития памяти. Необходимость развития памяти определила разработку экспериментального плана работы с определением системы упражнений, направленных на развитие словесно-логического запоминания.

Предполагаем, что постоянное и целенаправленное использование данной системы будет способствовать развитию памяти, что в свою очередь положительно будет сказываться на общем уровне познавательного развития и уровне успешности ребенка в обучении.

Таким образом, цель, поставленная перед написанием работы, выполнена.

Похожие работы на данную тему