Инновации в освоении народно-художественной культуры.

Название работы: Инновации в освоении народно-художественной культуры.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Культурология

Страниц:

25 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Значение народно-художественной культуры в современном социуме 6

2. Освоение народно-художественной культуры 12

3. Инновационные технологии в освоении народно-художественной культуры 14

Заключение 23

Список литературы 25

Выдержка:

Введение:

В национальной доктрине образования в Российской федерации подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур (Национальная доктрина образования Российской федерации на период до 2025 года), что нацеливает на осмысление, освоение и сохранение ценностей народной художественной культуры. Большое значение народного искусства заключается в его неразрывной связи с мировоззрением, знаниями и нормами поведения населения, что придает ему ценность единства нравственно-эстетического воспитания человека.

В современной образовательной сфере наблюдается недостаток духовного компонента в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, засилье «чужих» ценностей, отсутствие понимания и уважения национально-региональной культуры и традиций своего народа. Разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества – одна из первостепенных задач в образовании. В контексте решения этой задачи разрабатываются и предлагаются к внедрению в систему обучения учащихся различные программы по изучению народного искусства. Например, «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», под редакцией Т.Я. Шпикаловой; «Введение в нородоведение. Родная земля» – М.Ю. Новицкой; «Русская традиционная культура» Т.И. Баклановой; «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклеру» Л.В. Неретиной и др.).

Передать ценности народной художественной культуры подрастающему поколению призван преподаватель и в большей степени преподаватель изобразительного искусства. Учитель изоискусства должен сам владеть необходимыми знаниями, технологиями и способами передачи ценностей народного художественного творчества. Однако большинство преподавателей не готовы к освоению традиций народной художественной культуры и как следствие, не владеют методикой ведения национально-регионального компонента в изобразительную деятельность учащихся. Если же этого не сделать, то в сфере образования и воспитания современной молодежи останется нерешенной важнейшая задача сохранения исторических и национальных корней, умение понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

Следовательно, освоение народного художественного творчества необходимо начинать еще в период обучения студентов в вузе. Изучение истории развития, технологии народных художественных ремесел и основ этнопедагогики должно стать составляющей их профессионального будущего.

За последние десятилетия поиск подходов к построению образовательных моделей, основывающихся на возможностях информационных коммуникационных технологий, развивается интенсивно и является предметом деятельности многих современных ученых и педагогов-теоретиков (Андреев А.А., Беспалько В.П., Гершунский Б.С, Гура В.В., Зазнобина Л.Е., Роберт И.В., Стародубцев В.А., Тихомиров O.K. и др.).

В настоящее время уже известны примеры серьезного осмысления практического опыта и подходов к интеграции компьютерных технологий в сферу творческого образования (Бондареико Е.А., Красильников И.М., Селиванова Т.В., Фоминова М.Н.). Но, тем не менее, в сфере художественного образования пока не существует ни обстоятельно разработанных теоретических гипотез, ни глубоких научных обобщении педагогического опыта, связанных с интеграцией компьютерных технологий в процесс обучения. Возможно, это объясняется тем, что данная сфера деятельности достаточно нова.

Цель работы – изучить инновации в освоении народно-художественной культуры.

Структура работы – данная работа состоит из введения, трёх глав. Заключения и списка литературы.

Глава 3:

Основой изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа.

Отсюда основная цель предмета – формировать духовный мир учащегося, его нравственность, эстетическую воспитанность – силой воздействия различных искусств в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.

Предлагаются следующие элементы методики освоения народно-художественной культуры:

Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).

Виды занятия:

? рассказ, лекция, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов, интерактивной доски;

? диспут, семинар (интерактивная доска, документ-камера, подготовленные заранее учениками электронные и печатные материалы

? виртуальная экскурсия (вебкамеры, расположенные в сети Интернет, экспозиции, представленные на сайтах музеев мира) (Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox).

Формы работы учеников: работа с книгой, работа в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw)

Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест - опрос при помощи электронных пультов и системы голосования, что значительно экономит время на уроке и позволяет осуществлять 100% контроль над качеством обучености (универсальные системы тестирования RomeXoft MultiTester System). [16]

Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом.

Каждая из этих частей должна быть относительно невелика по объему, с тем, чтоб она была хорошо читаема на экране.

Текстовые составные части целесообразно сопровождать картосхемами, диаграммами, фотографиями.

Необходимо отбирать фотоматериалы, наиболее точно показывающие специфику той или иной исторической эпохи или памятника культуры и искусства.

Качество фотоматериалов не должно ухудшаться при их увеличении.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность подростков, приобщить их к ценностям мировой художественной культуры, сделать этот процесс более увлекательным.

В качестве зачетной работы ребятам можно предложить выполнить индивидуальные творческие проекты. Результатом работы должны были стать компьютерные презентации по выбранным темам и портфолио проекта.

Цели организации проектной деятельности:

? создание условий для творческого освоения материала по мировой художественной культуре, развития способностей учащихся;

? приобщение учащихся к мировому художественному наследию, осознание личностной значимости изучаемого материала;

? систематизация знаний, полученных при изучении других предметов (истории, литературы, географии, страноведении);

? приобщение учащихся к решению социально значимого вопроса по пополнению фонда компьютерных презентаций « В помощь изучающему мировую художественную культуру и учителю МХК».

Проект по художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Работа по проекту предполагает несколько этапов.

Заключение:

Таким образом, приобщение современного учащегося к народно-художественной культуре происходит в условиях огромного информационного пространства. Современный ребенок живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры.

Можно использовать готовые электронные учебники, самостоятельно составлять электронные приложения к уроку, к отдельным темам, модулям и т.п., в конструкторе тестов составлять тестовые задания по отдельным темам, модулям, а также привлекать обучающихся, которые используют ИТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

В итоге можно выявить следующие актуальные проблемы в сфере включения информационных технологий в художественное образование подростков:

• отсутствие фундаментальных психолого-педагогических разработок интеграции компьютерных средств в художественное образование;

• отсутствие методов, позволяющих осваивать компьютерные технологии как инструмент для художественного творчества и эстетического развития подростков;

• сложившийся в педагогической практике стереотип отношения к компьютеру как инструменту, подменяющему известные виды деятельности (инструмент для чтения, письма, рисования, демонстрации), а не формирующему свои специфические формы творческой познавательной деятельности;

• механический перенос целей медиаобразования, сложившихся в докомпьютерную эпоху (масс-медиа), на качественно новое средство коммуникации диалогового типа - информационные коммуникационные технологии.

Похожие работы на данную тему