Введение
Актуальность. Образовательный процесс всегда сопровождается напряжением педагогов и учащихся, психическими переживаниями и стрессами, вызывающие конфликтные ситуации, которые не могут быть сугубо личным делом каждого человека. В психологической теории и практике должны применяться научно обоснованные трактовки конфликтов и негативных психических состояний субъектов образовательного процесса.
Это необходимо для гуманизации образовательной системы в государстве и создании прочных связей психологии и педагогики. Учебный процесс должен не только получить знания, но и продуктивно взаимодействовать с участниками учебного процесса посредством дидактических операций и работой с психическим состоянием учеников.
Особое влияние на процесс обучения оказывают нервные стрессовые напряжения. На сегодняшний день проблема конфликтов и, как следствие, стрессов, в педагогической среде, изучены недостаточно. Немногочисленные исследования проводятся в рамках одной из дисциплин, не используя знания о природе конфликтов и методов их решения в других сферах науки.
Внешние факторы, которые повышают конфликтогенность процесса педагогической деятельности являются экономические, социальные, а также психологические трудности, которые усиливают напряжение в разнообразных сферах социального взаимодействия, что оказывает воздействие на усложнение механизмов и процессов развития, обучения и воспитания
....................................
Глава 1. Теоретические основы личностного аспекта конфликтологической компетентности педагогов разных возрастных групп
1.1 Состояние проблемы конфликтологической компетентности педагогов в современной образовательной среде
Проблема конфликтов в образовательной среде является предметом исследования многих ученых, например С.В. Баныкина исследует конфликтологическую службу школы, а Е.А. Рыльская занималась изучением влияния личностных качеств на поведение педагога в конфликте, А.Я. Анцупов, Е.Е. Акимова, В.И. Журавлев, Н.В, Самоукина, А.И. Шипилов исследовали причины развития конфликтов в школе, В.И. Митюк изучает особенности конфликтов между субъектами образовательного процесса и пути их профилактики, управление конфликтами в школе исследовалось Е.И. Степановым. Данные исследователи отмечают, что конфликт – это весьма характерное для школы явление, которое носит субъективно-объективную природу [35].
Конфликт — это естественное повседневное явление во всех частных и рабочих сферах. Это неизбежный компонент человеческой деятельности, который можно рассматривать как ситуацию, в которой интересы двух или более индивидов кажутся несовместимыми, и который имеет тенденцию возникать, когда индивиды или группы воспринимают, что другие мешают им достичь своих целей. В более широком смысле конфликт-это интерактивный процесс, проявляющийся в несовместимости, несогласии или диссонансе внутри или между социальными субъектами [32].
Конфликт – это предельно обостренное противоречие. Он классифицируется по различным основаниям, и выделяются следующие виды конфликтов:
....................................
Библиографический список
1. Абрамов А.П. Личность в социологических теориях: категории, концепции и принципы изучения // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. №4. -С.87-90
2. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. №4. -С.32-40
3. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №4 (109). -С.89-100
4. Алиева М.Ф. Личность в контексте современного информационного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №2. -С.44-70
5. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. - Конфликтология в схемах и комментариях. 4-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19675-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30776
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — м.: юнити, 2000. - 551 с.
....................................