Магистерская диссертация по теме: Формирование конфликтологической компетентности современного педагога (учителя школы)

Название работы: Формирование конфликтологической компетентности современного педагога (учителя школы)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Магистерская диссертация

Предмет:

Педагогика

Страниц:

93 стр.

Год сдачи:

2021 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы личностного аспекта конфликтологической компетентности педагогов разных возрастных групп 8

1.1 Состояние проблемы конфликтологической компетентности педагогов в современной образовательной среде 8

1.2.Характеристика личностного аспекта педагогов разных возрастных групп 27

1.3. Формирование модели конфликтологической компетентности педагогов разных возрастных групп с учетом личностного аспекта 33

Выводы по первой главе 38

Глава 2. Методические основы исследования формирования конфликтологической компетентности педагогов с учетом личностного аспекта 40

2.1. Методика развития конфликтологической компетентности личностного аспекта педагогов разных возрастных групп 40

2.2 Структурные, содержательные и процессуальные особенности развития конфликтологической компетентности педагогов разных возрастных групп с учетом личностного аспекта 46

Выводы по 2 главе 59

Глава 3. Эмпирическое исследование личностного аспекта конфликтологической компетентности педагогов разных возрастных групп 60

3.1. Организация и методы эмпирического исследования в образовательном учреждении 60

3.2. Анализ результатов исследования 61

3.3. Методические рекомендации по формированию конфликтологической компетентности педагогов с учетом разных возрастных групп 81

Выводы по 3 главе 83

Заключение 86

Библиографический список 89

Приложения 94

Выдержка:

Введение

Актуальность. Образовательный процесс всегда сопровождается напряжением педагогов и учащихся, психическими переживаниями и стрессами, вызывающие конфликтные ситуации, которые не могут быть сугубо личным делом каждого человека. В психологической теории и практике должны применяться научно обоснованные трактовки конфликтов и негативных психических состояний субъектов образовательного процесса.

Это необходимо для гуманизации образовательной системы в государстве и создании прочных связей психологии и педагогики. Учебный процесс должен не только получить знания, но и продуктивно взаимодействовать с участниками учебного процесса посредством дидактических операций и работой с психическим состоянием учеников.

Особое влияние на процесс обучения оказывают нервные стрессовые напряжения. На сегодняшний день проблема конфликтов и, как следствие, стрессов, в педагогической среде, изучены недостаточно. Немногочисленные исследования проводятся в рамках одной из дисциплин, не используя знания о природе конфликтов и методов их решения в других сферах науки.

Внешние факторы, которые повышают конфликтогенность процесса педагогической деятельности являются экономические, социальные, а также психологические трудности, которые усиливают напряжение в разнообразных сферах социального взаимодействия, что оказывает воздействие на усложнение механизмов и процессов развития, обучения и воспитания

....................................

Глава 1. Теоретические основы личностного аспекта конфликтологической компетентности педагогов разных возрастных групп

1.1 Состояние проблемы конфликтологической компетентности педагогов в современной образовательной среде

Проблема конфликтов в образовательной среде является предметом исследования многих ученых, например С.В. Баныкина исследует конфликтологическую службу школы, а Е.А. Рыльская занималась изучением влияния личностных качеств на поведение педагога в конфликте, А.Я. Анцупов, Е.Е. Акимова, В.И. Журавлев, Н.В, Самоукина, А.И. Шипилов исследовали причины развития конфликтов в школе, В.И. Митюк изучает особенности конфликтов между субъектами образовательного процесса и пути их профилактики, управление конфликтами в школе исследовалось Е.И. Степановым. Данные исследователи отмечают, что конфликт – это весьма характерное для школы явление, которое носит субъективно-объективную природу [35].

Конфликт — это естественное повседневное явление во всех частных и рабочих сферах. Это неизбежный компонент человеческой деятельности, который можно рассматривать как ситуацию, в которой интересы двух или более индивидов кажутся несовместимыми, и который имеет тенденцию возникать, когда индивиды или группы воспринимают, что другие мешают им достичь своих целей. В более широком смысле конфликт-это интерактивный процесс, проявляющийся в несовместимости, несогласии или диссонансе внутри или между социальными субъектами [32].

Конфликт – это предельно обостренное противоречие. Он классифицируется по различным основаниям, и выделяются следующие виды конфликтов:

....................................

Библиографический список

1. Абрамов А.П. Личность в социологических теориях: категории, концепции и принципы изучения // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2012. №4. -С.87-90

2. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. №4. -С.32-40

3. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №4 (109). -С.89-100

4. Алиева М.Ф. Личность в контексте современного информационного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №2. -С.44-70

5. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. - Конфликтология в схемах и комментариях. 4-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19675-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30776

6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — м.: юнити, 2000. - 551 с.

....................................

Похожие работы на данную тему