ВВЕДЕНИЕ
Социальнo -психологическая адаптация дошкольников к посещению детского сада является актуальной проблемой и часто становится причиной обращения родителей к психологу.
Дошкольник еще мало осознает свои переживания и не каждый раз способен понять причины, их вызывающие. На трудности и неудачи в школе он обычно реагирует на эмоциональном уровне – тревогой, страхом, гневом, обидой. Неумение дошкольника понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать и управлять своими эмоциями, поведением, приемлемыми способами выражать свои чувства, конструктивно решать возникающие на жизненном пути проблемы, конфликтные ситуации – все это может привести ребенка к проблемам в эмоциональном и коммуникативном развитии, к ухудшению психологического и психического здоровья.
.........................
Основная часть
1.Диагностика исследования детей и младшего дошкольного возраста по адаптации
Констатирующее исследование было направлено на изучение особенностей эмоциональной сферы младших дошкольников в адаптационный период.
Выборку составили 14 младших дошкольников, возраст 3-4 года, из них 7 детей в контрольной группе и 7 в экспериментальной; 14 родителей, в возрасте 27- 43 года. Дети начали посещать ДОУ в текущем году, ранее дети нашей выборки не посещали другие образовательные дошкольные учреждения.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе мы совместно с психологом образовательной организации изучали особенности эмоционального развития ребенка в адаптационный период. Мы применяли следующие методики:
- опрос родителей с помощью методики Г. П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко «Уровень тревожности ребенка» (Приложение 1);
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)[25].
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). проводился для выявления уровня тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 3-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
...............