Развитие памяти младшего школьника в процессе учебной деятельности

Название работы: Развитие памяти младшего школьника в процессе учебной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2021 г.

Содержание:

Введение 4

Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития памяти младшего школьника в процессе учебной деятельности 8

1.1. Трактовки понятия «память» в современных психолого-педагогических исследованиях 8

1.2. Характеристика памяти детей младшего школьного возраста в контексте учебной деятельности 17

1.3. Приемы и методы развития памяти детей младшего школьного возраста 21

Выводы по Главе 1 26

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младшего школьника в процессе учебной деятельности (на примере Общеобразовательного учреждения Школы с углублённым изучением отдельных предметов) 27

2.1. Констатирующий эксперимент 27

2.2. Формирующий эксперимент 37

2.3. Контрольный эксперимент 42

Выводы по Главе 2 49

Глава 3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста 51

3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам 51

3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 54

Выводы по Главе 3 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

Список литературы 60

Приложения 67

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Память – это навык, который является жизненно необходимыми для каждого человека, формой когнитивного поведения, начиная с простейшей односложной реакции и заканчивая мыслительными рефлексами. Память на протяжении всей жизни человека является одной из основных психических функций. Но именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное ее развитие.

В младшем школьном возрасте, за счет достигнутого уровня психического развития и под воздействием осваиваемых видов деятельности, а также изменившихся условий и требований, предъявляемых к уже школьнику, происходит, в том числе, и совершенствование процессов памяти. В младшем школьном возрасте происходит переход от преобладания непроизвольного запоминания к произвольному, усложняются приемы запоминания, появляются планирование, анализ и соподчинение смысловых единиц, построение простейших схем. В то же время активно развиваются такие параметры памяти как скорость запоминания, точность и скорость воспроизведения, увеличивается объем памяти, что определяет развитие в том числе и всей когнитивной сферы молодого человека.

......................

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Трактовки понятия «память» в современных психолого-педагогических исследованиях

В настоящее время принято считать, что в науке нет единой, законченной теории памяти, а исследования в этой области продолжаются по сегодняшний день. В течение многих десятков лет проблемой изучения памяти занимались и продолжают заниматься известные зарубежные и отечественные, психологи и педагоги, среди них – Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, Б.Г. Мещеряков и др. Феномен памяти рассматривается с точки зрения медицины, психологии, биологии, генетики и других наук.

В каждой научной сфере придерживаются своих теорий памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (И.П. Павлов, И.Л. Сеченов), физиологические теории (Л.С. Выготский). Также исследователи выдвигают и используют в работе различные определения термина «память». Зачастую это связано с тем, что тот или иной исследователь вкладывает в основу определения.

Одно из определений мы встречаем в «Большом толковом психологическом словаре» А. Ребера: «Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. ......................

Похожие работы на данную тему