Введение
В настоящее время взаимосвязь агрессивного поведения и подросткового статуса в группе сверстников является одной из актуальных проблем. Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в данный период времени, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде, как на индивидуальном уровне, так и на уровне группы. Подростки, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение взрослых и др. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает общество в целом и вызывает беспокойство и тревогу у педагогов, родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема агрессии в подростковой среде является одной из самых злободневных как в нашей стране, так и за рубежом.
Данная проблема изучалась и изучается большим количеством ученых, таких как А. Бандура (1999), Л. Берковиц (2001), Г.Э. Бреслав (2006), Р. Бэрон (2009), К.С. Лебединская (1988), Н.Д. Левитов (1964), Ю.Б. Можгинский (1999), А. Налчаджян (2007), А.А. Реан (1996), Д. Ричардсон (2009), Л.М. Семенюк (2008), И.А. Фурманов (1996) и др. Несмотря на большое количество проведенных исследований, наличие неразрешенных вопросов и многочисленных научных дискуссий, проблема агрессии остается привлекательной и находится в центре внимания психологической науки.
......................
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности подростков
1.1 Подходы к исследованию агрессивности в психологии
Анализ подходов и исследований отечественных и зарубежных ученых к проблеме агрессивного поведения свидетельствует о разнообразии понимания этого сложного психологического явления. При этом одни исследователи путают понятия агрессия и агрессивность (то есть форма поведения и черта личности), другие предлагают очень ограниченные определения, не охватывающие все виды и формы проявления агрессивного поведения (прямое и косвенное, физическое и вербальное, активное и пассивное, враждебное и инструментальное, рациональное и аффективное, прямое и вытесненное, конструктивное и деструктивное, проактивное и реактивное, социализированное и несоциальное и т. д.) [10, c. 123].
В большинстве современных определений агрессии сочетаются три разные точки зрения: позиция внешнего наблюдателя, позиция субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позиция объекта агрессии, то есть пострадавшей жертвы. агрессия, в то время как практически все современные ученые далеки от первоначального, «исконного» значения и склонны рассматривать агрессию как обязательно негативное явление (Бреслав Г.Е., 2016). [9, c. 24]
....................