Введение
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в 1834 в Тульской губернии, в деревне Паньково. Как один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, Мясоедов всегда привлекал внимание исследователей. Он считается основателем Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), но его фигура значима не только поэтому. Споры о личности и характере художника до сих пор являются открытым вопросом – кто-то считал Мясоедова очень неприятным и резким человеком – многие чувствовали себя оскорбленными некоторых разговорах с ним. Сам художник говорил об этом так:
«Все мы лжем и обманываем друг друга во всех мелочах нашей жизни, и когда я говорю правду, то чувствую, что на меня сердятся, обижаются».
Действительно, Мясоедов был прямым, решительным и жестким, когда речь шла о деле его жизни – о создании русской национальной школы живописи, о Товариществе передвижников. С другой стороны, как только Мясоедов видел, что человек нуждается в помощи, он делал все возможное, чтобы помочь.
При этом художник никогда себя не переоценивал в творческом смысле, не старался быть «звездой» (из письма П.М. Третьякову):
…………………
1. Детство и юность Г.Г. Мясоедова
Дворянский род Мясоедовых к моменту рождения художника в 1834 году насчитывал более трех столетий. У отца живописца - Григория Андреевича Мясоедова – было четверо детей.
Но мать Г.Г. Мясоедова умерла рано, и отец женился на другой женщине. Со всей своей большой семьей он вынужден был жить на скудные доходы от незначительных земельных угодий. Сводить концы с концами было трудно, особенно в условиях недостатка в самом необходимом, поэтому Григорий Андреевич устроился на должность управляющего одним из имений князя Шаховского, придворного чина в свите царя Николая I.
Отец стремился дать своим сыновьям разностороннее воспитание, рассчитывая, что когда они устроятся на доходную службу, семья получит дополнительные средства к существованию. Он дал им образование, но видел в своих детях кого угодно, только не людей творческих. Тем не менее, у Григория рано проявились способности к рисованию. С детства он сам делал иллюстрации к стихам отца, и часто проводил время вечерами за столом, окруженный братьями и друзьями, делая по их просьбе очень меткие наброски. В гимназии ему было легко проходить курс рисования - оно преподавалось только в младших классах и по очень ограниченной программе.
………
Список использованной литературы
1. Академик живописи: к 180-летию со дня рождения Г. Г. Мясоедова: памятка: / Сост. Г. М. Щекотихина, вед. библиограф ЦГБ им. А. С. Пушкина МКУК ЦБС г. Орла. – Орёл, 2014. – 12 с.
2. Горина Т. Н. Крестьянская тема в жанровой живописи передвижников – В. М. Максимова, И. М. Прянишникова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого / Т. Н. Горина, В. А. Прытков // Русская жанровая живопись XIX – начала ХХ века / ред. Т. А. Савицкая. – М.: Искусство, 1964. – С. 167- 206.
3. Кашлякова Л. История одного шедевра: Г. Г. Мясоедов «Земство обедает» / Л. Кашлякова // Орловская правда. - 2002. - 6 июля. – С. 6.
4. Масалина Н. В. Мясоедов. — М.: Искусство, 1964. — 96 с.
5. Минченков Я. Д. Мясоедов Григорий Григорьевич//Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. – Ленинград: "Художник РСФСР", 1965. – 357 с.