Введение
Гибель историко-археологических, культурных, а также музейных экспонатов наносит как гуманитарно-социальный, так и финансово-экономический ущерб. Произведения искусства, исторические и культурные памятники представляют собой национальные ценности, стоящие миллионы в рублях или в валюте. Средства, которые затрачиваются на реставрацию и на консервацию, составляют лишь незначительную долю от стоимости сохраненных экспонатов. Отметим, что сохранение памятников прошлого – это залог развития культуры, искусства, настоящего и будущего, и национального достоинства народов.
Процесс разрушения зачастую происходит быстрее, чем реставраторы успевают сделать консервацию объектов. Дело тут не только в малом числе либо опыте реставраторов, но и в трудностях, касающихся эмпирического подбора специальных материалов. В зависимости от свойств сохраняемых объектов реставраторы выбирают подходящие материалы, используя метод проб и ошибок. Следовательно, реставрация сегодня - больше искусство, чем наука.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью целостного подхода к изучению проблемы реставрации культурно-исторических памятников искусства при помощи физико-химических подходов.
Объект исследования: реставрация «Сикстинской капеллы» картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
………..
1. Возможности полимерной реставрации памятников в современной науке
Эффективность инновационной деятельности, которая основывается на интеграции науки, техники и образования, не только в производстве продукции, ее выпуске и дальнейшей реализации на рынке. Роль инноваций важна и в социальном, культурном и образовательном развитии регионов, многочисленных сфер деятельности и организаций нашей страны. Одной из сторон такой деятельности выступает использование инновационных подходов как для прямого получения научно-технического или экономического эффекта, так и для сохранения достояния, достигнутого усилиями, интеллектом предыдущих поколений.
Например, инновационные методики по созданию, внедрению и применению современной наукоемкой продукции могут использоваться при сохранении и восстановлении материальных носителей культурного мирового наследия. Ими являются книги, рукописи, документы; археологические, музейные и бытовые экспонаты; монументальные и культовые памятники. В агрессивной окружающей среде нашего времени происходит ускоренная гибель как памятников, стоящих под открытым небом, так и ценностей, хранящихся в музеях, особенно – объектов, найденных археологами.
……….
Библиографический список
1. Пьетранджели К. Ватикан: Серия «Великие музеи мира». – М.: Слово, 2017. – 539 с.
2. Вазари Дж. Гении Возрождения. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и другие выдающиеся живописцы, ваятели и зодчие. – М.: Родина, 2021. – 736 с.
3. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX – XX вв. История, проблемы: Учеб. пособие / сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова; Федер. агенство по культуре и кинематографии, ГосНИИР. – М.: Академический проект: Альма-матер, 2008. – 604 с.
4. Сикстинская капелла до Микеланджело. XV век. – URL: http://juliesatu.com/blog/sikstinskaja-kapella. (Дата обращения: 14.03.2021).
5. Leader А. Michelangelo"s "last judgment": The culmination of papal propaganda in the Sistine chapel // Studies in Iconography, 2006. – No. 27. – РР. 103-156.
.............