Введение
Социальное, государственное и культурное становление России, которое началось еще в XVII веке, ускорилось с преобразованиями Петра Великого. Данный период можно назвать новой вехой развития культуры, в том числе и театрального искусства.
Часто в историографиях по истории русского театра эпоха Петра I объединяется с царствования Алексея Михайловича. Можно встретить в трудах – «московский театр при царях Петре и Алексее», или термины «старинный театр», «старинный спектакль», которые характеризуют данный исторический период. Но все же, различий гораздо больше, чем сходств. И петровская эпоха стоит особняком.
Дело не только в том, что у профессионального театра петровской поры нет непосредственной связи с первым профессиональным театром при Алексее Михайловиче, - их разделяет интервал в двадцать пять лет, за время которого исчезают все следы первой театральной затеи - и людские, и материальные. Новый профессиональный театр возникает на совершенно других принципах - и общественно политических, и художественных, и организационных.
………….
1. Становление и преобразование русского театра при Петре Великом
1.1. Петровские потехи
Для популяризации своих замыслов император избирал самые разнообразные средства, но главное значение предавал наглядным методам. Именно в этом причина широкого насаждения «потех». Потехи представляли собой торжественные уличные маскарады, пародии, иллюминации, а также обращение к театру.
Первым опытом организации такого представления стала «огненная потеха», которая проходила на Красном пруду в Москве по случаю взятия Азова. Впервые применены были эмблемы. После победы над шведами и основания Петербурга, Петру в Москве, устроили торжественную встречу. На триумфальных воротах изображены картины побед. Полтавская победа также получила отражение в аллегорических картинах. По таким случаям писались хвалебные оды, которые впоследствии помещались на эмблемы. Ученики академии с венками на головах и ветвями торжественно встречали императора[5].
Триумфальные церемонии были схожи с декламациями XVII века, а аллегории продолжали схоластические традиции школьного театра. Целью сооружения триумфальных ворот, была политическая «похвала» и возвышение Отечества. Петр Великий ссылался на обычай христианских стран чествовать победителей.
В 1710 году в связи с праздником полтавской победы напечатана была аллегория о подвигах Геркулеса. Под именем российского Геркулеса разумелся Петр I. Но атрибутика и эмблемы были не общедоступны и трудны в восприятии, поэтому в самом произведении давалось объяснение символов и аллегорий.
…………..
Библиографический список
1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр. ХVII-ХVIII вв. М.:Искусство, 1958.-347 с.
2. Варнеке Б.В. История русского театра. М.:Директ-Медия,2016.-370 с.
3. Волков Ф. Г. и русский театр его времени: сб. материалов / отв. ред. Ю. А. Дмитриев. - М.: Изд-во Академия наук СССР, 1953. – 254 с.
4. Евграфов К.В. Федор Волков / К. Евграфов. - М.: Молодая гвардия, 1989. – 286 с.
5. История русского драматического театра. Том 1. От истоков до конца XVIII век. Холодов Е.Г. М.: Искусство,1978.-530 с.
....................