Введение
Во второй половине XIX века, после поражения Российской империи в Крымской войне началась активизация либерального движения, рост общественных объединений. Правительственные реформы, работы Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, идеи народничества оказали сильное влияние на общественные настроения. Изменение политической ситуации в стране оказало непосредственное воздействие на сферу культуры и искусства. Следуя новым веяниям и тенденциям эпохи, творческие люди стремились через свое искусство выразить гражданскую позицию.
Лучшие художники Москвы и Петербурга в 1870 г. объединяются и создают прогрессивное художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок, которое оказало большое влияние на развитие искусства второй половины XIX века. Деятельность художников-передвижников стала явлением культурной жизни. Их принципы и методы, определяемые идеологическими основаниями, создали тенденции в отечественном изобразительном искусстве. Творчество передвижников является неиссякаемым источником вдохновения для современного человека. Классика золотого века русской живописи неподвластна времени и веяниям моды.
………………
Глава 1. Формирование и становление сообщества художников-передвижников
1.1. Предпосылки возникновения Товарищества передвижных художественных выставок
Вторая половина XIX века в Российской империи прошла под знаком количественного и качественного роста общественных объединений. Причиной тому служили, прежде всего, политическая и общественно-социальная обстановка в стране. Общественные противоречия, конфронтация с властью первой половины века усилились после поражения России в Крымской войне, а первые попытки либеральных реформ, которые предпринял Александр II, не привели к желаемым результатам.
Перемены политической ситуации в стране оказывают непосредственное влияние на деятельность творческих людей, которые стремится через свое искусство выразить гражданскую позицию.
Одним из самых первых художественных объединений, оказавших влияние на создание Товарищества передвижных художественных выставок стало Общество поощрения художников, образованное в Санкт-Петербурге в 1820 году. Одной из задач общества было поощрение и одобрение талантов художников.
……………
Библиографический список
1. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н. Бенуа ; [Сост., вступ. ст. и коммент. Володарского В.М.]. – М. : Республика, 1995. – 448 с.
2. Ван Пин. Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве XIX века // Гуманитарный вектор. – №2(38). – 2014. С. 97 – 101.
3. Гренсманн Т. А, Прокопьев М.В. Формирование и развитие Товарищества передвижных художественных выставок (ТПВХ) в социо-культурном контексте // Творчество и современность. – №1 (12). – 2020. С. 198 – 207.
....................