Репрезентация дореформенной России в современных школьных учебниках истории

Название работы: Репрезентация дореформенной России в современных школьных учебниках истории

Скачать демоверсию

Тип работы:

Часть диссертации

Предмет:

История

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2023 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Репрезентация дореформенной России в современных школьных учебниках истории»

1.1.Внутриполитическое развитие 1-й четверти XIX в………………….3

1.2.Внешняя политика Александра I…………………………………….12

1.3.Зарождение Золотого века русской культуры………………………25

Основные выводы…………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………….30

Выдержка:

1.1.Внутриполитическое развитие 1-й четверти XIX в.

Личность Александра I в большинстве учебников истории описывается как весьма неоднозначная и противоречивая. Подробно освещается детство императора и особенно подчеркивается то, что в детстве он находился под влиянием идей своей бабушки, Екатерины Второй, которая во многом способствовала формированию мировоззрения будущего императора, его представлений о жизни. Будущий император Александр I родился в 1777 году и был старшим из детей наследника престола – великого князя Павла Петровича. Приводятся цитаты современников, которые говорили об Александре как о весёлом, обходительном, добром мальчике, который умел расположить к себе людей. В детстве бабка Александра – императрица Екатерина II – отобрала его у родителей и стала воспитывать согласно своим представлениям, «по законам разума и в принципах добродетели».

В некоторых учебниках говорится о том, что на формирование мировоззрение будущего императора в детстве и юности в значительной степени оказали республиканские идеи. По указанию государыни образованием Александра занимался Фредерик Цезарь Лагарп – дворянин, гражданин Швейцарской республики, приехавший в Россию в поисках приключений и славы [3, с.75].

Он был представлен ко двору, где проявил блестящую эрудицию и педагогические способности, и очень понравился Екатерине II. Лагарп не скрывал от императрицы своих республиканских взглядов, что в глазах государыни выглядело как проявление честности и прямоты. Вместе с новым учителем Александр размышлял об идеях Просвещения: о свободе личности, преимуществах республиканских форм правления, законах «естественного» равенства людей, несправедливости сословного деления. Одиннадцать лет их искренней дружбы не прошли даром. В одном из учебников приводятся в качестве цитаты слова самого Александра I: «Всем, что я знаю, и всем, что, быть может, во мне есть хорошего, я обязан гражданину Лагарпу».

Значительное влияние на формирование характера и мировоззрения будущего императора, по мнению историков, оказал также скрытый конфликт с отцом, который втайне воспринимал сына как конкурента, поэтому относился к нему прохладно, без теплой эмоциональной привязанности. Явное благоволение Екатерины к внуку и подчёркнутая холодность к сыну делали Александра соперником отца – Павла Петровича. Стремясь сохранить расположение родителей и бабушки, молодой человек вынужден был лавировать между ними, часто скрывая свои истинные чувства. Когда Павел I стал императором, он окончательно охладел к сыну и серьёзно подумывал о том, чтобы отдать престол племяннику жены [7, с.63].

Историки подчеркивают то, что с самого начала своего восхождения на престол император обещал руководствоваться идеями Екатерины II и продолжать ее начинания в сфере внешней и внутренней политики. Александр знал о готовящемся дворянском заговоре против отца, но не препятствовал его осуществлению. Он надеялся, что император будет отстранён от власти без ущерба его здоровью. Когда Александру стало известно, что Павел I во время дворцового переворота 1801 года был убит, наследник разрыдался. В этот момент глава заговорщиков граф Пален обратился к нему со словами: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать!» В обращении к подданным Александр I обещал править «по законам и сердцу» Екатерины II и «шествовать по её премудрым намерениям» [9, с.84].

………………………………………………….

Похожие работы на данную тему