Основные понятия гражданского права (метод, функции принципы)

Название работы: Основные понятия гражданского права (метод, функции принципы)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

50 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие гражданского права как отрасли права 8

1.1. Понятие и особенности системы гражданского права

8

1.2. Функции и задачи гражданского права как отрасли

права 28

2. Принципы гражданского права 34

2.1. Понятие и значение принципов гражданского права

34

2.2. Характеристика принципов гражданского права

36

Заключение 43

Библиография 48

Выдержка:

Введение:

Целью настоящей дипломной работы является изучение метода, функций и принципов гражданского права, поэтому, работая над указанной темой, мною ставились следующие задачи: раскрытие понятия гражданского права как от-расли права, в том числе понятия и особенностей системы гражданского права, проблем предмета и метода гражданско-правового регулирования, функций и задач гражданского права как отрасли права (Глава 1), выявление понятия и значения принципов гражданского права, а также их подробная характеристика (Глава 2).

Полагаю, что выбранная тема дипломной работы не вызывает сомнений в своей актуальности ввиду следующего.

До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочислен-ных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало не-сколько десятков. Ее главной особенностью были многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права.

К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести воз-можность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регла-ментации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость последовательного размежевания право-вых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было осо-бенно заметно в «пограничных», переходных ситуациях, складывавшихся «на стыке» отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в соз-дании новых, «комплексных», или «вторичных» правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему. Однако главной задачей правовой системы является не разграничение правовых отрас-лей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их систе-ме), а обеспечение их единого, комплексного воздействия на регулируемые об-щественные сношения. Поэтому система права должна характеризоваться внут-ренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опираю-щейся на социально-экономические и организационно-правовые факторы.

Прежний правопорядок в той или иной мере достигал этих целей с помо-щью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую «пирамиду», главе которой находилось конституци-онное (государственное) право. Затем следовали подчиненные ему «основные» отрасли – гражданское, уголовное, административное, процессуальное право – в свою очередь возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выде-лившихся из базовых, «материнских» (например, из гражданского права выво-дилось семейное и трудовое право, из административного — финансовое и т. д.). Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформ-лявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жиз-ни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту госу-дарственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру государственной эко-номики, и реальной роли тогдашнего государства в общественной жизни.

Глава 2:

Вместе с тем взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества. Оно представляет собой законное изъя-тие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обя-занности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Кон-ституции РФ). Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотре-нию той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Поэтому внесудебный (бесспорный) порядок взыскания налоговых платежей с юридических лиц при наличии судебного кон-троля как способа защиты прав юридического лица не противоречит требовани-ям Конституции РФ. Однако граждане, в отличие от юридических лиц, исполь-зуют свое имущество не только для предпринимательской деятельности, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления не-отчуждаемых прав и свобод. Поэтому взыскание налоговых платежей с физиче-ских лиц в бесспорном (внесудебном) порядке явилось бы незаконным вторже-нием в гражданско-правовые отношения.

Принцип свободы договора. Этот принцип предусматривает свободу ус-мотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закреп-ление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от по-нуждения к заключению договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыноч-ной экономики, не допускающей административного вмешательства в граждан-ский оборот.

Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в граждан-ском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного дого-вора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому ст. 8 Конституции РФ и п 3 ст. 11 ГК РФ устанавливают, что товары, услуги и финансовые средства сво-бодно перемещаются на всей территории Российской Федерации. В соответст-вии с указанным принципом субъекты Российской Федерации и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила, препятствующие свободно-му перемещению товаров, услуг и финансовых средств в едином экономиче-ском пространстве Российской Федерации. На всей территории Российской Фе-дерации должны быть одни и те же «правила игры» при осуществлении пред-принимательской или иной деятельности, реализуемой в рамках гражданских правоотношений.

Заключение:

Итак, в настоящей работе были рассмотрены метод, функции и принци-пы гражданского права.

В заключение хотелось бы сделать краткие выводы.

Итак:

1. Гражданское право – это система правовых норм, составляющих ос-новное содержание частного права и регулирующих имущественные и свя-занные с ними личные неимущественные отношения, основанные на незави-симости и имущественной самостоятельности их участников, методом юри-дического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов.

2. Метод правового регулирования представляет собой комплекс право-вых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на об-щественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы такое воздействие было эффективным, т.е. достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Иначе говоря, содержание метода правового регу-лирования существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений (предметом правового регулирования). Поэтому очевидно, что в сфере частного права подлежат использованию способы, принципиально от-личные от применяемых в сфере публичного права. Ведь речь здесь идет о частных (имущественных и неимущественных) отношениях экономически независимых, самостоятельных товаровладельцев. Если в публичном праве в силу его природы господствуют методы власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов, то для частного права, напротив, ха-рактерны дозволение и правонаделение, т.е. предоставление субъектам воз-можностей совершения инициативных юридических действий – самостоя-тельного использования правовых средств для удовлетворения своих потреб-ностей и интересов.

Отраслевой метод правового регулирования общественных отношений раскрывается в четырех основных признаках:

Похожие работы на данную тему