Проблемное обучение в географии на примере школ города Набережные Челны.

Название работы: Проблемное обучение в географии на примере школ города Набережные Челны.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА1. Теоретические основы проблемного обучения

6

1.1. История возникновения проблемного обучения 6

1.2. Сущность проблемного обучения 8

1.3. Основные формы проблемного обучения 11

1.4. Познавательная деятельность школьников при

проблемном обучении 13

1.5. Сравнительная характеристика объяснительно-

репродуктивного и проблемного обучения 19

ГЛАВА 2. Проблемное обучение в географии 22

2.1. Проблемный подход в обучении географии 22

2.2. Виды проблемных заданий по географии 25

ГЛАВА 3. Особенности применения проблемного обучения

на уроках географии 28

3.1. Использование проблемного обучения на уроках

географии в школах города Набережные Челны и в

сельских школах Актанышского района 28

3.2. Проблемное обучение в начальном курсе

физической географии на примере разработки

темы «Движение воздуха. Ветер» 33

3.3. Использование проблемного подхода в обучении в

курсе географии материков и океанов на примере

разработки темы «Климат. Органический мир Антарктиды»

35

3.4. Проблемный подход в обучении в курсе физической

географии России на примере разработки

темы «Закономерности распределения тепла и влаги на

территории России» 36

3.5. Особенности создания проблемных ситуаций на

уроках географии в разделе «Население России» в

курсе экономической и социальной географии России

38

3.5.1. Постановка проблемы и решение проблемной

ситуации по теме «Численность и размещение населения

России» 38

3.5.2. Использование проблемного подхода в обучении

географии на примере разработки темы «Национальный

состав населения России» 40

3.6. Проблемное обучение в курсе экономической и

социальной географии России на примере разработки

темы «Мировые природные ресурсы. Экологические

проблемы» 42

ГЛАВА 4. Выводы и методические рекомендации по

использованию проблемного обучения на уроках

географии 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

ВЫВОДЫ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Выдержка:

Введение:

Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Роль методической подготовки в деятельности учителя все более возрастает. Учитель должен уметь внести вклад в формирование личности школьника, а это, в свою очередь, можно достичь путем организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развития их инициативы и творчества, пробуждения у них познавательного интереса к предмету. Объяснительно-иллюстративный метод тип обучения, которого мы привыкли называть традиционным, не обеспечивает решения всех задач современной школы. Традиционная схема организации учебного процесса недостаточно развивает мыслительные потребности, интерес к науке, не обеспечивает активного мышления и превращения знаний в убеждения, а убеждений – в сознательную, общественно целесообразную деятельность.

В системе образования требуется значительное изменение в содержании обучения. Это закономерно обуславливает необходимость изменения в методах и формах организации процесса обучения. Поэтому внедрение в школу творческих методов обучения считается актуальной задачей. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.

Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что современная дидактика уделяет большое внимание к самостоятельной и творческой учебно-познавательной деятельности учащихся. Так как проблемное обучение характеризируется тем, что учащиеся систематически включаются учителем в решение проблем и проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность человека. Другого способа для развития творческого мышления учащихся не существует, поэтому проблемное обучение составляет неотъемлемой элемент современного учебного процесса.

Важнейшая цель предлагаемой дипломной работы – опираясь на достижения современной педагогической науки, показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы проблемного обучения;

2) изучить основные способы и формы организации процесса проблемного обучения в географии;

3) разработать план - конспекты уроков географии с использованием метода проблемного обучения в 6-10 классах и проанализировать использование на практике;

4) выявить состояние использования проблемного обучения на уроках географии в школах города Набережные Челны, и в сельских школах Актанышского района и отношение учащихся к данному методу обучения.

Дипломная работа состоит из четырех глав. Содержание первой главы раскрываются вопросы истории возникновения проблемного обучения, сущности и основных форм проблемного обучения, сущности и основных форм проблемного обучения, рассматривается познавательная деятельность школьников при проблемном обучении, сравнивается объяснительно-репродуктивное и проблемное обучение. Во второй главе отражаются проблемный подход в обучении географии и виды проблемных заданий по географии. Содержание третьей главы раскрывает особенность использования проблемного обучения на уроках географии. В качестве примеров применения проблемного подхода в обучении в главе приведены уроки различных курсов географии, на которых показаны способы организации познавательной деятельности учащихся по решению проблем. Также выявлено состояние использования проблемного обучения на уроках географии в школах города Набережные Челны и в сельских школах Актанышского района, рассмотрены отношения учащихся к данному методу обучения. Четвертая глава включает в себя основные выводы и методические рекомендации по использованию проблемного обучения на уроках географии.

Глава 4:

В курсе географии материков и океанов изучаются основные особенности природы и населения Земли. Теоретическую основу курса составляют общеземлеведческие знания, которые в этом курсе получают дальнейшее развитие. Теоретические знания позволяют организовать изучение особенностей природы отдельных материков и океанов на качественно более высоком уровне; при этом основное внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природных комплексов, выявлению степени изменения природных комплексов, выявлению степени изменения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека. Таким образом, само содержание курса предоставляет учителю широкие возможности для разработки исследовательского метода и проблемного обучения. Особое внимание при этом следует уделить специальному формированию у учащихся умений осмысливать проблемную ситуацию, выдвигать и проверять гипотезу, работать с картами, атласом, текстами проблемного содержания, воспринимать проблемные изложения учителя. Эти умения закладываются в курсе физической географии в VI классе и развиваются в курсе географии материков и океанов.

Физическая география России в определенной степени обобщает знания учащихся по физической географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает учителю возможность ставить перед школьниками большие познавательные задачи. Познавательная деятельность принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и частных проблем. Решение проблем способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи и находить способы их решения.

Курс экономической и социальной географии России имеет большие возможности для создания проблемных ситуаций на уроках. Одними из важнейших методов в экономической географии являются картографический и статистический. При работе с картами, статистическими материалами учащимся необходимо предложить выполнить такие задания, которые помогли бы им осознать те действия (практические или умственные), с помощью которых они находят решение. В связи с этим особое значение приобретают задания, направленные на обучение учащихся чтению карт, статистических таблиц для получения новой информации, а также для решения проблемных вопросов и заданий. Степень самостоятельности учащихся на уроках возрастает. Важное значение имеют как индивидуальные так и групповые задания.

Специфика создания проблемных ситуаций на уроках в курсе экономической и социальной географии мира обусловлена рядом условий, среди которых можно выделить следующие:

 теоретические и методологические основы курса, в которых отражены такие принципы и подходы, как территориальный, системный, исторический и другие;

 цели и содержание курса, которые определяют его тесную связь с современностью;

 психологические особенности учащихся старших классов и их подготовка к изучению завершающего курса школьной географии.

Учет этих условий требует от учителя обучения учащихся анализу структуры и размещения хозяйства изучаемых стран, выявлению и объяснению взаимосвязей, определяющих особенности отраслей хозяйства мира и отдельных стран, анализу положения страны в системе международного географического разделения труда.

Вопросы и задания, выполняемые учащимися, носят обобщающий характер и требуют привлечения знаний по предшествующим курсам не только географии, но и истории, включения разных источников географических знаний одновременно – карт, учебника, статистического материала, материалов периодической печати.

Заключение:

В условиях современной школы в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию ученика. Проблемное обучение, в свою очередь, играет особо важную роль в формировании всесторонне развитой личности школьника.

Поэтому при выполнении дипломной работы рассмотрено множество методической литературы с целью ознакомления с теорией проблемного обучения, проведено изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебно-методической документации. Выяснено состояние использования проблемного обучения на уроках географии в городских и сельских школах, выявлено отношение учащихся к данному методу обучения в географии. Разработаны план-конспекты проблемных уроков для каждого курса преподавания географии и проанализированы. Выдвинуты основные выводы и методические рекомендации по использованию проблемного обучения на уроках географии.

Таким образом цель достигнута, задачи разработаны. Для достижения цели использованы метод анкетирования, теоретический, исторический методы, наблюдение, численно-статистический метод обработки результатов исследования.

Исследование выполнено в 2 этапа. На первом этапе изучена теория использования проблемного обучения, проведен анализ дидактико-педагогической литературы. На втором этапе изучены особенности использования проблемного метода обучения на практике.

Изучение теории и практики проблемного обучения показывает, что проблемное обучение имеет ряд достоинств. К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции (интерес, удовлетворение). У учащихся формируются интеллектуальные умения: восприятие объектов, наблюдение, воображение, анализ, классификация, доказательство и другие. К ним относятся также творческие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, искать решения. Эксперименты показывают, что проблемное обучение дает более глубокие знания. Ученики не только воспроизводят информацию, но устанавливают связи, интерпретируют, применяют, оценивают.

Все это возможно, однако, только при определенных условиях. Проблемное обучение приносит неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, если ученики не подготовлены к нему по своему развитию и уровню знаний. Проблемное обучение требует больше времени. Оно также предъявляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Он должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам, систему доказательств этих точек зрения. Он должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания в представляемой науке, ее методах, обобщениях способах решения проблем. Учителю необходимо уметь гибко ставить проблемы перед учащимся и руководить их познавательной деятельностью в решении проблем. Учитель должен уметь проникать во внутренний мир школьника; тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются его ученики; выполнять в учебном процессе функции координатора и партнера; проявлять терпимость к ошибкам детей, когда они пытаются найти собственное решение.

Если учитель хорошо знает содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, владеет формами, методами и техническими средствами обучения и систематически творчески применяет усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знания общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить их красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.

Похожие работы на данную тему