Развитие межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях с элементами сказкотерапии

Название работы: Развитие межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях с элементами сказкотерапии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

58 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение.3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

§1. Сущность понятия межличностных отношений

в психолого-педагогической литературе.6

§2. Особенности межличностных отношений в младшем

школьном возрасте.11

§3. Обоснование эффективности использования игровых

занятий с элементами сказкотерапии для развития

межличностных отношений в группе младших

школьников.17

Выводы по главе I.23

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

§1. Выявление уровня развития межличностных отношений

в группе младших школьников.24

§2. Развитие межличностных отношений в группе младших

школьников в условиях эксперимента.33

§3. Анализ результатов экспериментальной работы.42

Выводы по главе II.52

Заключение.53

Список используемой литературы.55

Приложение.58

Выдержка:

Введение:

Среди проблем, которые изучает современная педагогика и социальная психология, одно из первых мест принадлежит психологии межличностных отношений. Это объясняется тем, что в последнее время возросла роль и значение взаимоотношений между людьми в процессе формирования и развития личности.

Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста, но, прежде всего это проблема актуальна в начальной школе, во взаимоотношениях со сверстниками происходит естественная подготовка младших школьников к будущей жизни.

Поскольку изучение межличностных отношений предполагает изучение взаимодействия человека с другими людьми в обществе, поэтому так или иначе эту проблему затронул в своих работах каждый ученый, занимающийся проблемами социальной психологии: Э. Берн, Г. Блумер, Дж.Мид, Л. Колберг и другие.

В нашей стране активно начали разрабатывать эту проблему в начале ХХ века В.П.Вахтеров, Г.Фортунатов, С.Т. Шацкий. Пик исследований по проблеме межличностных отношений приходится на 60-70-е годы ХХ века. Наиболее общие теории в этой сфере принадлежат Я.Л. Коломинскому, А.А.Леонтьеву, А.А. Бодалеву, А.В.Петровскому, Г.М.Андреевой, В.С.Мудрику, В.С. Мухиной.

Ребенок, готовящийся переступить порог школы и посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Школа предъявляет новые требования, обучает новым формам общения, объединяет школьников в коллектив. Умение выстраивать взаимоотношения с окружающими способствует сплочению коллектива и установлению положительного психологического климата. Это и определяет межличностные отношения в группе сверстников.

Взаимоотношения между учениками в классе – это те отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел – трудовых, общественных и бытовых. Поэтому, именно в младшем школьном возрасте нужно давать элементарные знания о нормах и правилах взаимодействия между людьми.

Практической и теоретической значимостью данной проблемы и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Развитие межличностных отношений в группе младших школьников на игровых занятиях с элементами сказкотерапии».

Цель исследования: составить и апробировать программу игровых занятий с элементами сказкотерапии, направленных на развитие межличностных отношений в группе младших школьников.

Объект исследования: процесс развития межличностных отношений младших школьников.

Предмет исследования: игровые занятия с элементами сказкотерапии как средство развития межличностных отношений в группе младших школьников.

Глава 2:

Кроме того, для подтверждения эффективности использованной нами программы мы применили U-критерий Манна-Уитни.

Также сведём данные четырёх методик, проведённых нами после формирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах, в одну таблицу (см.: Приложение 3, Таблица 19, с.115) и проранжируем их (см.: Приложение 3, Таблица 20, 21, с.116).

Ранг вычислим по формуле:

N1 + N2 + … + Nn

R = --------------------------, где

n

N1, N2, …, Nn – порядковые номера членов с одинаковыми значениями параметра

n – количество членов ряда с одинаковыми значениями параметра

Вычислим сумму рангов по каждой группе:

Rэ = 711,5

Rк = 464,5

Общая сумма рангов равна 1176, расчётная сумма:

N * (N + 1) 48 * (48 + 1)

Σ = ------------------ = ------------------ = 1176

2 2

Используя значения суммы Rэ, определяем значение U-критерия:

N1 * (N + 1) 24 * 25

Uэмп = N1 * N2 * ------------------ – Т = 24 * 24 * ---------- – 711,5 = 164,5

2 2

По таблице находим значение Uкр для случая n1 = 24, n2 = 24, где n – число замеров в контрольной и экспериментальной группах.

Uкр = 207 (для уровня достоверности 95% и ошибки р ≤ 0,05)

Uкр = 174 (для уровня достоверности 99% и ошибки р ≤ 0,01)

Uэмп < Uкр

Следовательно, в результате проведённого статистического исследования мы утверждаем, что разработанная нами программа эффективна. По окончании экспериментальной работы статистически достоверная разница в результатах исследования в контрольной и экспериментальной группах существует.

Гипотеза о том, что система игровых занятий с элементами сказкотерапии, направленных на повышение статуса учащихся, повышение сплочённости коллектива, а также улучшение психологического климата класса будет способствовать развитию межличностных отношениях младших школьников, была подтверждена статистически.

Заключение:

Проблема межличностных отношений в младшем школьном возрасте требует от педагогов и психологов пристального внимания и изучения, поскольку младший школьный возраст является периодом, когда у ребёнка возрастает потребность в расширении и углублении взаимоотношений с окружающими. В связи с поступлением в школу у ребёнка происходит существенная перестройка структуры взаимоотношений: позиция ребёнка по отношению к окружению становится важной.

В ходе нашего исследования нами было определено понятие межличностных отношений как сочетание следующих его параметров: статус ученика, групповая сплочённость класса и психологический климат в классе. Нами также был подобран диагностический инструментарий для определения особенности межличностных отношений в группе младших школьников.

В соответствии с возрастными индивидуальными особенностями младших школьников была составлена программа игровых занятий с элементами сказкотерапии, направленных на развитие их межличностных отношений.

Проведённый нами эксперимент показал, что использованная нами программа способствует развитию межличностных отношений в группе младших школьников. Статистический анализ данных подтвердил выдвинутую нами гипотезу. Таким образом, главная цель нашего исследования была достигнута.

Анализ дипломной работы позволяет отметить её практическую и теоретическую значимость.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сопоставлены различные точки зрения на проблему межличностных отношений.

Практическая значимость работы заключается в составлении и апробировании программы игровых занятий с элементами сказкотерапии в группе младших школьников с целью развития их межличностных отношений.

Материалы нашего исследования (диагностический инструментарий и коррекционная программа) могут быть использованы студентами и психологами, работающими по данной проблеме.

Похожие работы на данную тему