Обогащение речи младших школьников во внеклассной работе

Название работы: Обогащение речи младших школьников во внеклассной работе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение.3

ГлаваI. Теоретические аспекты проблемы обогащения речи учащихся младших классах.6

1.1. Психолого-педагогические основы обогащения речи младших школьников.6

1.2. Богатство речи.19

1.3. Внеклассная работа. Ее виды, формы.27

Выводы по первой главе .33

Глава II. Специфика работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе.35

2.1. Методы и приемы работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе.35

2.2. Опыт работы учителей по обогащению речи учащихся во внеклассной работе.43

Выводы по второй главе.48

Заключение.49

Список используемой литературы.52

Приложение.57

Выдержка:

Введение:

Глубокие изменения в общественной, политической и экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. На первый план выдвигаются новые требования к человеческой личности, способной осуществить полноценное эффективное общение. По понятным и объективным причинам (стремительный технический процесс, глобализация, этнические конфликты, политические катаклизмы) весь мир переживает некий кросс-бум, и вопросы языка и, конечно, человека обсуждаются на всех уровнях. Речь не существует вне человека, речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству: к литературе как искусству слова, к вокальной музыке, к театру; речь вводит школьника в общественную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития. Школьники охотно поют в хоре, участвуют в спектаклях, выступают по школьному радио и телевидению, выпускают газеты и журналы, пишут письма, участвуют в обсуждениях книг.

Речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для младших школьников, так как школа это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Общеизвестно, что в школу приходят дети, которые в основном употребляют от 2 до 5 тысяч слов, практически владеют грамматикой родного языка: правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Некоторые могут сочинять стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории, но проблема заключается в том, что очень часто речь младших школьников не отвечает таким коммуникативным качествам как правильность, точность, богатство, выразительность, логичность, уместность, чистота. Огромное влияние телевидения и средств массовой информации, появление различных компьютерных игр привело к тому, что в речи младших школьников появилось огромное количество так называемых вульгаризмов, которые дети повторяют, пытаясь воспроизвести впечатление друг на друга, не всегда осознавая, что употребление «крутых слов» приводят к обеднению речи. Речь теряет свою яркость, выразительность, точность и уместность.

Актуальность и важность данной проблемы предопределили выбор темы нашего исследования - «Обогащение речи младших школьников во внеклассной работе».

Цель исследования – показать широкие возможности обогащения речи младших школьников во внеклассной работе

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Выявить коммуникативные качества речи.

3. Рассмотреть понятие «богатство речи».

4. Изучить виды и формы внеклассной работы в младшей школе.

5. Рассмотреть методы и приемы работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе.

6. Обобщить работы учителей по теме исследования.

В данном исследовании использованы следующие методы педагогического исследования: метод анализа психолого-педагогической литературы, метод наблюдения, сравнительный метод, метод изучения продуктов творчества, метод обобщения независимых характеристик, социометрический метод, терминологический метод, метод моделирования.

Практическая значимость – материал выпускной квалификационной работы может быть использован на уроках русского языка и чтения в младших классах, а также во внеклассной работе.

Глава 2:

Кроме подбора синонимов к одному из значений многозначного слова, можно использовать такие виды заданий:

1. Составьте предложения с указанными значениями многозначных слов и подберите синонимы к этим значениям. Например: яркий – «дающий сильный свет», «выдающийся в каком – нибудь отношении»: Яркие лучи солнца наконец прорвались сквозь кучевые облака (ослепительные, слепящие); Оратор произнес яркую речь (выразительную, содержательную).

2. Назовите слово по толкованию его лексического значения (по словарной статье) и составьте словосочетание и предложение с названным словом в разных значениях. Например, хвост: 1) «придаток (обычно подвижный) на заднем конце тела животного»; 2) «задняя конечная часть летательного аппарата»; 3) «остаток, невыполненная часть каких-нибудь дел»[46;с.21].

Изучение словообразования в тесной связи с обогащением речи позволяет предупредить многие типичные речевые недочетемы «Приставочный способ образования имен существительных» важно показать, что приставка меняет значение слова, иногда прямо противоположное. Так, анализируя существительные с приставкой без- (бездействие, беспорядок и др.), учащиеся узнают, что приставка без- обозначает «отсутствие того или противоположность тому, что названо мотивирующим словом»[56;с.6]. Достаточно продуктивны и активны в современном русском языке некоторые приставки, пришедшие к нам из иностранных языков. Одной из таких приставок является приставка де- демилитаризация, демобилизация, можно дополнить это упражнение за счет анализа приставки анти-в словах антициклон, антивирус и так далее, Младшие школьники узнают, что существительные с приставкой анти- имеют значение «нечто противоположное тому, что названо существительным, от которого данное слово образовано». Синонимична этим приставкам также приставка контр- : контратака, контрудар, контрразведка, контрпредложение и так далее. Наблюдение над значениями, вносимыми приставками в слово, очень важны для обогащения речи учащихся младших классов, для воспитания вдумчивого отношения к слову. Однако недостаточно знать состав слова, способ его образования, надо уметь соединять слова, знать нормы сочетания их с другими словами, поэтому следующий этап в работе – составление с этими словами словосочетаний и предложений. Но стоит помнить, что от существительных, образованных путем присоединения приставок, следует отличать слова, образованные префиксально-аффиксальным способом: рукав – на-рукав-ник; стакан – под-стакан-ник; гора – пред-гор-ье. Учащиеся младших классов во внеклассной работе над обогащением речи тренируются в нахождении таких существительных в тексте, объясняют их значение, разбирают по составу и выясняют, как они образованы. Так, например, анализируются существительные пограничник, подснежник и пригорок в следующих текстах: Мой брат уехал на границу. Он пограничник. Он солдат. Туман ли, вьюга ли клубится, В ночной дозор идет мой брат. (О. Высотская) Скрипит, скрипит валежник – Зима уходит в лес. Голубенький подснежник Вдруг на пригорок влез.

(В. Симонов) Чтобы ученики лучше запомнили структуру слов предлагается составить схему, по которой они образованы, подобрать одноструктурные слова: пододеяльник, подоконник, подсвечник и другие. Таким образом, проведение лексико-семантической работы при изучении словообразования имен существительных способствует как обогащению активному словаря учащихся младших классов, так лучшему усвоению грамматического материала, повышает интерес к урокам русского языка, заставляет детей внимательнее относиться к своей речи[58;с.16-17]. Проанализировав и обобщив опыты работы учителей над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе мы сделали вывод, что у учителей есть безграничные возможности для работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе, так как богатства русского языка дает возможность для обогащения речи во время изучения практически всех тем русского языка: глагола, существительного, прилагательного, местоимения и так далее.

Заключение:

Проанализировав и обобщив материал по теме исследования «Обогащение речи младших школьников во внеклассной работе» мы сделали вывод, что проблемой обогащения речи, ее усовершенствованием и развитием занимались философы еще с античных времен. Позднее к ним подключились и психолингвисты (Н. И, Жинкин, А. Р, Лурия, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова); грамматисты (Г. А. Золотова, Н. Д. Арутюнова, А. В. Бондарко); лингвисты (Ю. М, Лотман, С. И. Гиндин, О. И. Москальская); педагоги и методисты (Т. А, Ладыженская, Л. Я. Солганина, Г. Г. Граник, Е. Н. Никитина, С. Ф. Иванова, М. Р, Львов, Л. Д, Мали и многие другие). Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Выделяют следующие критерии обогащения речи: содержательность, логичность, свободное владение навыками и механизмами речи, языковая правильность речи, точность речи, которые должны учитываться в процессе обогащения речи младших школьников. Огромное значение имеет работа над грамматическими ошибками и речевыми ошибками и недочетами, которые часто допускаются учениками младших классов на уровне слова, словосочетания и предложения. Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Под богатством речи следует понимать, с одной стороны, большое число речевых единиц, семантически и стилистически различных, с другой, - немалое количество однозначных единиц, отличающихся словообразовательной структурой. В русском языке существуют семантические группы слов (синонимы, антонимы и др.), огромное число многозначных и абстрактных слов, широко представлена в нем стилистическая дифференциация речевых единиц (устаревшие слова, старославянские и древнерусские, окказионализмы, иноязычные слова); все это – богатство языка. Русские и зарубежные писатели, видные общественные и культурные деятели высоко ценили русский язык в первую очередь за его богатство, за его выразительные возможности. Внеклассная работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках культурной личности; это также специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Виды внеклассной работы: домашняя самостоятельная работа, предметные кружки, экскурсии, факультативные занятия и занятия по выбору, консультации. Формы внеклассной работы классифицируются по разным основания: по видам деятельности, по способу влияния педагога, по времени проведения, по времени подготовки, по субъекту организации, по результату, а также числу участников: массовые формы внеклассной работы и индивидуальные формы внеклассной работы. В выпускной квалификационной работе были также рассмотрены методы и приемы работы над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе. Мы выделили следующие методы: метод беседы (приемы данного метода: анализ текста; анализ элементов и частей текста; беседа об изображенном на картине, показанном в фильме и т.д.); метод рассказа (приемы данного метода: сообщение целей внеклассного занятия по обогащению речи; уточнение речевых задач; сообщение необходимых сведений; знакомство с образцом); метод работы над обогащением словаря (приемы данного метода: словообразовательный анализ; сопоставление слов объяснения значения; включение нового слова в контекст; способы подбора синонимов и антонимов), способствующие обогащению речи младших школьников во внеклассной работе и широко используются учителями начальных классов. Мы также изучили опыт работы учителей различных школ над обогащением речи младших школьников во внеклассной работе.

Похожие работы на данную тему