Гражданско-правовое положение акционерного общества

Название работы: Гражданско-правовое положение акционерного общества

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

Глава 1 Становление и развитие акционерного законодательства

1.1 Становление акционерного законодательства в РФ

1.2 Характеристика зарубежного акционерного законодательства

1.3 Понятие акционерного общества и его организационно – правовые формы по действующему законодательству

Глава 2 Правовые аспекты создания акционерного общества в РФ

2.1 Правовые основы государственной регистрации и лицензировании деятельности акционерного общества в РФ

2.2 Характеристика учредительных документов акционерного общества и его правовая оценка

2.3 Характеристика уставного капитала акционерного общества

Глава 3 Правовая регламентация реорганизации и ликвидации акционерного общества в РФ

3.1 Реорганизация акционерного общества в РФ

3.1.1 Слияние общества как форма реорганизации акционерного общества

3.1.2 Присоединение общества как форма реорганизации акционерного общества

3.1.3 Разделение общества как форма реорганизации акционерного общества

3.1.4 Выделение общества как форма реорганизации акционерного общества

3.1.5 Преобразование общества как форма реорганизации акционерного общества

3.2 Правовая регламентация отношений по ликвидации акционерного общества в РФ

Заключение

Список использованных источников

Рецензия

Выдержка:

Введение:

За годы реформы, которая началась с политической сферы, укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился переход к пониманию роли государства в обществе вообще и в экономике в частности как всего лишь одного из участников возникающих социальных отношений. Другим, причем равноправным участником этих отношений является хозяйствующий субъект. Государство не предписывает ему поведение, а лишь формирует правила, которым это поведение должно подчиняться. Соответственно и хозяйствующий субъект для того, чтобы уложиться в эти правила, устанавливает свои правовые нормы, упорядочивающие его деятельность на локальном уровне и взаимоотношения со всей внешней средой.

Так образуется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются, развиваются и операционализируются локальными правилами и механизмами, обеспечивающими согласованную реализацию этих общих принципов и норм.

В начале 90-х годов был произведен демонтаж командно - бюрократической системы, характеризующейся наличием общественной, а в реальности государственной собственности практически на все экономические ресурсы. В тоже время Россия начинает ориентироваться на рыночную экономику.

Для выхода из кризиса имеет определяющее значение опора на право, законодательство, адекватно отражающего происходящие в обществе процессы. В 1993 г. была принята Конституция РФ, в которой говорится о признании и равной защите частной, публичной и иных форм собственности. 21 декабря 1994 г. был принят новый Гражданский кодекс РФ. Именно в нем были сформулированы основные положения, виды и особенности юридических лиц.

Сейчас, в условиях рыночной экономики, функционируют организации различных организационно - правовых форм, отличающихся друг от друга способами реализации их владельцами права собственности на принадлежащее им имущество, ценные бумаги, в том числе акции, этих объектов собственности.

Одной из таких организационно - правовых форм, посредством которой реализуется право собственности, является акционерное общество.

Акционерное общество - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Актуальность работы очевидна и обусловлена возрастанием числа акционерных обществ в РФ. Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада позволяет вкладывать средства в выгодные, но и рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно - технического прогресса.

Глава 3:

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и не может быть осуществлено решением исполнительного органа акционерного общества.

Обратим внимание также на то, что обязанность уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации. Следует согласиться с высказывавшимся в литературе мнением, что речь здесь идет о двух уведомлениях, отстоящих друг от друга во времени. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией, поэтому уведомление о формировании этой комиссии должно быть представлено в регистрирующий орган до уведомления о составлении промежуточного баланса.

Ликвидационную комиссия при недостаточности денежных средств обязана обратить в деньги иное имущество (например, основные средства, товарные запасы, сырье, материалы и т.п.) для расчетов с кредиторами.

Таким образом, для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 14.07.1998 г. N 7542/97 установил, что в случае выявления в ходе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться с заявлением о признании юридического лица банкротом.

Расчеты с иными кредиторами, помимо кредиторов первых четырех очередей, установленных ГК РФ, могут быть начаты не ранее чем через месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Приоритет здесь имеют кредиторы первой, второй, третьей и четвертой очередей, поскольку расчеты с ними начинают производиться уже со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса [24,с.107].

Требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных организаций, привлекающих такие средства.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого акционерного общества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации юридического лица. После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества представляются документы для представления при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.

Заключение:

В российском законодательстве, по существу, происходит становление новой отрасли - корпоративного права, объектами которой являются предпринимательские структуры и механизмы их функционирования, в частности акционерные общества.

ГК РФ, Закона об АО и смежное с ними законодательство (трудовое, налоговое, финансовое, таможенное и др.) составляют ту основную законодательную базу, которая формирует правовое положение и задает основные принципы регулирования внутренних и внешних отношений, нормативы поведения субъектов акционерных прав, органов управления и контроля, устанавливает пределы самостоятельного усмотрения и общие правила возникновения правоспособности.

Принятие части нормативных актов локального регулирования прямо предусмотрено централизованным законодательством и содержащимися в нем правовыми нормами. Другая часть создается по усмотрению самого акционерного общества в зависимости от условий его организации, состава учредителей, специфики и масштаба хозяйственной, производственной, социальной деятельности, обычаев делового оборота и просто опыта, психологического климата, традиций взаимоотношений акционеров и персонала компании.

В России из 2,6 миллиона юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества. Некоторые из них учреждены по решению Правительства, значительное число преобразовано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Во многих акционерных обществах соучредителями выступают иностранные участники - корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч акционерных обществ имеют закрепленные в федеральной собственности акции.

Предложение: акционерные общества должны более глубже разработать собственную локальную нормативную систему, т.к. правомерность и защищенность его деятельности находятся под вопросом, в особенности по отношению к третьим лицам. Факт государственной регистрации акционерного общества служит лишь стартовым моментом в создании целостной нормативной системы, определяющей и закрепляющей правовой статус общества. И всякая неполнота, непроработанность деталей, процедурная неряшливость прямо и отрицательно сказываются на продуктивности деятельности акционерного общества, ставят под сомнение юридическую силу принимаемых в ходе этой деятельности решений, создают угрозу ничтожности совершаемых им сделок, договоров и соглашений, делают его беззащитным перед любым иском.

Похожие работы на данную тему