Прекращение деятельности юридических лиц

Название работы: Прекращение деятельности юридических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

91 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Понятие юридического лица 6

1.1 Коллегии в Римском праве 6

1.2 Современные теории природы юридического лица 11

1.3 Легетимизация юридического лица в праве РФ 15

Глава 2 Юридическое лицо – его виды и деятельность 18

2.1 Правоспособность юридического лица 18

2.2 Классификация юридических лиц 19

2.3 Возникновение юридических лиц 29

Глава 3 Прекращение деятельности юридического лица 35

3.1 Реорганизация юридического лица 36

3.2 Ликвидация юридического лица: порядок, структура, органы управления и основания принятия решений о ликвидации 53

3.3 Несостоятельность (банкротство) юридических лиц по действующему законодательству Российской Федерации 64

Глава 4 Проблемы прекращения деятельности юридических лиц 79

4.1 Процедуры принятые за рубежом в связи с прекращением деятельности юридических лиц, основания принятия решений 79

4.2 Судебная практика по данному вопросу 83

Заключение 89

Список используемых источников 91

Выдержка:

Введение:

В настоящее время экономическое положение в стране начинает постепенно улучшаться. Стабилизируется рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Россия становиться страной с социально ориентированной рыночной экономикой. Современная экономика характеризуется концентрацией, а также все более углубляющейся специализацией производства, что предполагает и всё более тесное кооперирование, взаимную связь и взаимозависимость отдельных частей экономики. В условиях действия в Российской федерации закона стоимости эта связь и зависимость могут осуществляться в значительной мере в виде возмездного обмена результатами своего труда. При этом одни организации, изготовив товар, поставляют его за вознаграждение другим организациям или гражданам-предпринимателям. Те, использовав товар для изготовления своего товара, также реализуют последний. Следующие группы организаций осуществляют за вознаграждение строительство, перевозят грузы или пассажиров, оказывают торговые и посреднические услуги и т.п. Все они имеют непосредственное отношение к материальному производству, доставляют на рынок основные результаты своей деятельности. Для того чтобы вступить в товарно-денежные отношения, они должны иметь определенные предпосылки, т.е. должны быть признаны законом субъектами гражданских правоотношений.

Деятельность другой группы организаций не связана непосредственно с материальным производством, а направлена на выполнение управленческих, культурно-просветительных, научных, учебных, лечебных, религиозных и др. функций. В таких случаях основные результаты их деятельности не выступают в качестве товара, не приобретают стоимостного выражения. Тем не менее, всякая деятельность, даже самая отдаленная от материального производства, предполагает наличие определенных материальных предпосылок для своей реализации. Так, чтобы заниматься здравоохранением, необходимо иметь больничное здание, соответствующее оборудование, медикаменты и т.д. В условиях товарно-денежного хозяйства материальное обеспечение любой деятельности всякой организации предполагает ее участие в отношениях товарообмена.

Следовательно, субъектами гражданского права должны быть признаны не только отдельные индивиды (граждане), но и коллективные образования граждан, называемые юридическими лицами [19, с.27].

Имущественные отношения (купля-продажа, мена, аренда и т.п.) возникают как между гражданами, так и между организациями. Эти отношения также нуждаются в правовом регулировании. Для обеспечения устойчивости и надежности регулирования данных отношений необходимо не только определение прав и обязанностей их участников, но и определения того, какие организации вправе в них участвовать. Этим целям служит понятие юридического лица. Быть субъектом права, т.е. приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности, в праве организации, которые являются юридическими лицами, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Не случайно юридические лица, прежде всего в форме различных торговых компаний, стали широко признаваться законодательством лишь с появлением и усилением экономической потребности в объединении крупных капиталов, как правило, не обещавшем быстрой отдачи и потому связанном с риском, непомерным для одного и даже нескольких предпринимателей. Категория юридического лица получила гораздо более широкое распространение и стала использоваться законом по отношению ко всякой самостоятельной организации, допущенной государством к участию в имущественном обороте, в том числе даже и к некоторым органам самого государства («юридические лица публичного права»). Юридическими лицами – субъектами публичного права, так называемыми публично-правовыми корпорациями, являются: государство, органы местного самоуправления, объединения общин, государственные сберегательные кассы. К ним относятся также публично-правовые учреждения и институты, которые в качестве самостоятельных носителей прав и обязанностей выполняют административные функции, дополняющие управленческую деятельность ведомств, непосредственно осуществляющих государственное управление. Юридические лица – субъекты публичного права могут использовать государственные правомочия (например, издавать административные акты или применять меры принудительного характера) [15, с.51].

Глава 4:

При наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии со ст. 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В практике арбитражных судов возникли вопросы, связанные с разрешением споров о ликвидации юридических лиц в случаях, когда по данным государственного органа, заявляющего иск, соответствующее юридическое лицо не начинало своей деятельности после регистрации либо прекратило ее, вследствие чего не выполняет требования Закона об уплате налогов, представлении отчетности и др. Фактическое местонахождение органов таких юридических лиц и их учредителей, как правило, неизвестно, а направляемые арбитражными судами определения о назначении дел к слушанию возвращаются почтовыми органами с отметкой об отсутствии адресата. Принимаемые в этих случаях решения арбитражных судов остаются неисполненными. При поступлении в арбитражные суды подобных заявлений судам необходимо иметь в виду, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в соответствии со ст. 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) «в порядке, предусмотренном § 2 главы X этого Закона для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК, в этих случаях не применяются. В случая обращения уполномоченного органа с заявлении о банкротстве отсутствующего должника в порядке, предусмотренном §2 гл. X Федерального закона «о несостоятельности», от заявителя следует требовать представления доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствия его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации этого юридического лица. Такими доказательствами могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних двенадцати месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый адрес неизвестен.

Заключение:

Таким образом, прекращают свою деятельность юридические лица в порядке, принципы которого сходны с действующим при их создании. Можно выделить два критерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное прекращение деятельности. Добровольное прекращение происходит в случае принятия решения об этом самим юридическим лицом, т.е. по решению его учредителей (участников) либо органа, имеющего в силу учредительных документов соответствующие полномочия. Принудительное прекращение деятельности юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов. В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения деятельности юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Как видно из гражданского законодательства и судебной практики проблемы прекращения деятельности юридических лиц занимают важное место и приобрели актуальность как в Российской федерации, так и за рубежом, т.к. происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права.

С целью защиты интересов кредиторов необходимо внести в Гражданский кодекс Российской федерации изменения, в соответствии с которыми солидарная обязанность новых юридических лиц по сделкам реорганизованной организации возникает и в случаях отсутствия разделительного баланса. Из буквального толкования закона не следует возможность контрагента предъявить требование об исполнении обязательства любому из вновь созданных юридических лиц, если после завершения реорганизации выяснится, что разделительный баланс не был составлен. Относительно ликвидации, а именно механизмов финансового оздоровления и банкротства неплатежеспособных организаций в экономических преобразованиях в России они имеют особое значение. Результаты проводимых процедур существенно влияют на эффективность реформирования и перенастройки на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики.

До недавнего времени в России было положение, когда в условиях кризиса и неплатежей и тяжелого финансово-экономического состояния основной массы промышленных предприятий фактически отсутствовала практика использования банкротства в качестве важнейшего инструмента реструктуризации компаний. Появление нового Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» изменило критерии оценки несостоятельности, существовавшие до 1998 г., сделало практически ненужным обширную и многообразную нормативную базу по проблемам банкротства. В России процедуры банкротства до недавних пор не играли существенной роли. В 1997 г. число возбужденных дел о банкротстве не превышало 5 тыс., что на порядок меньше, чем количество дел, ежегодно возбуждаемых в развитых странах мира. Однако целью Закона является не проведение процедуры банкротства в отношении как можно большего количества предприятий, а выведение из кризисного состояния тех, которые могут производить конкурентоспособную продукцию и приносить прибыль, а также выведение с рынка нежизнеспособных организаций, ставящих под угрозу судьбу своих деловых партнеров и порождающих массовые

Похожие работы на данную тему