Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами

Название работы: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1.Попечительство, патронаж, опека.8

1.1. История формирования института опеки.8

1.2. Понятие опеки попечительства и патронажа, их разграничение.11

1.3. Установление опеки, попечительства и патронажа.13

1.4. Прекращение опеки, попечительства и патронажа.14

Глава 2. Права и обязанности опекунов

и граждан, находящихся под опекой.30

2.1. Права и обязанности опекуна и попечителя.30

2.2. Права граждан, находящихся под опекой.32

Глава 3. Организация работы органов опеки и

попечительства над гражданами.44

3.1. Организация работы Управления по вопросам семьи,

материнства и детства в области опеки и попечительства.44

3.2. Новая модель работы опеки и попечительства.51

Заключение.60

Литература.64

Выдержка:

Введение:

Опека и попечительство на пороге XXI века приобретает новое звучание. Сегодня проблема попечительства актуализируется на всех уровнях человеческого бытия.

Актуальность определяется тем, что в последние годы наблюдается рост социального сиротства несовершеннолетних, которое напрямую связано с критическим положением Российской семьи: прогрессирует тенденция к разрушению нравственных устоев в семье, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Наблюдается массовая безработица.

Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации приводит к увеличению числа детей, находящихся в социально опасных для них условиях жизни: растет количество детей, принимающих наркотики, алкоголь и токсиманические вещества. Беспризорники, которые просят милостыню на вокзалах и улицах, стали уже привычной частью «интерьера» любого города. Конечно, среди них встречаются и бродяжки, но в основном это дети, по той или иной причине оставшиеся без родителей. Такие дети с трудом приживаются в детских домах, интернатах и приемниках-распределителях. Понятно, что по-настоящему хорошо ребенку может быть только в семье.

В обществе активно обсуждаются вопросы о перераспределении бремени обязательств и ответственности между мужчинами и женщинами в их заботе о семье, о патронажных семьях или новой модели попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, о попечительских советах в общеобразовательных учреждениях, о партнерстве государственного и коммерческого сектора в создании института попечительства в стране, о попечительстве богатых стран над бедными.

Однако очевидно, что в современной России, при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев (к счастью) этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности - удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга. Психологи утверждают, что люди обладают «сильнейшей потребностью в присоединенности. Существование тесных, проверенных временем личностных взаимоотношений повышает жизнеспособность индивидуумов и групп»

Вопреки всему современное российское общество по-прежнему зиждется на семье. «В 90-е годы заметной особенностью российского общества стала концентрация людей на семейно-ориентированном образе жизни, связанная у большинства с необходимостью выживания в условиях кризиса...».

Потребность человека в заботе о ближнем сегодня должна культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами и, безусловно, «эксплуатироваться», но, разумеется, в пределах допустимого. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц. Возможные изменения в содержании норм об опеке и попечительстве должны строиться исходя из принципа приоритета интересов личности, что в свою очередь обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально полезной единицы потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.

Глава 3:

Разграничение прав и обязанностей позволяет четко определить и обязанности каждой из сторон по отношению к ребенку, а также следить за их своевременным выполнением.

Следующим седьмым необходимым элементом новой системы является Комиссия по защите прав ребенка (далее – Комиссия), которая возглавляется специалистом по охране детства и основной задачей которой является принятие плана по защите прав ребенка (подготавливаемого соответствующей уполномоченной службой, например, учреждением) и внесение необходимых изменений и дополнений в него на основании результатов проверок уполномоченной службой условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. Комиссия рассматривает и пересматривает План по защите прав ребенка по каждому несовершеннолетнему, нуждающемуся в государственной защите.

На постоянной основе в комиссии работают специалисты (инспектора) по охране детства. Остальные члены Комиссии приглашаются для рассмотрения каждого конкретного дела по должности – из числа сотрудников органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел и т.п., те, кто непосредственно работал с ребенком и может дать соответствующую информацию о ребенке и принимать участие в принятии конкретного решения по ребенку.

И, наконец, восьмым элементом системы является контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Отличие этой формы контроля от традиционных «контрольных обследований» опекаемых детей заключается в том, что осуществляется не просто проверка условий жизни и воспитания ребенка, а проверка выполнения Плана по защите прав ребенка. Проверка должна включать в себя оценку состояния здоровья ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка. Для облегчения и эффективности этой работы, рабочей группой разработаны специальные формы по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения плана по защите по защите прав ребенка для различных возрастных групп детей.

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-право¬вым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также орга¬нами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК РФ.

Наряду с этими общими гражданско-правовыми нормами в СК РФ имеются правила об опеке и попечительстве в отношении несовершен¬нолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.

В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Благодаря установле¬нию опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возмож¬ность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

Заключение:

По моему мнению самым значимым для института опеки и попечительства изменением является «перемещение» основных его положений в гражданское законодательство. Традиционно для советского права эти нормы закреплялись в актах семейного законодательства. Так, положения об опеке и попечительстве в Кодексе о браке и семье РСФСР помещались в разделе III «Семья». Между тем закон не настаивал на том, чтобы в качестве опекунов или попечителей назначались члены семьи подопечного. В свою очередь правоотношения опекунов и попечителей нельзя было назвать семейно-правовыми хотя бы потому, что этих лиц не связывали (да и сейчас не связывают) алиментные обязательства.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки и попечительства является гражданско-право¬вым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также орга¬нами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК РФ.

Перевод основных положений об опеке и попечительстве в гражданское законодательство объясняется рядом причин, в том числе и тем, что с позиции ст. 3 Семейного кодекса РФ отношения между взрослыми подопечными и опекунами (попечителями) не являются предметом семейно-правового регулирования. Не могут быть отнесены к «ведению» семейного законодательства и иные, общие вопросы опеки и попечительства, такие как правовой статус опекунов и попечителей по отношению к третьим лицам, порядок установления и прекращения опеки (попечительства) и пр.

Таким образом, отказавшись от признания за опекунами (попечителями) и подопечными членства в семье, законодатель удалил соответствующие нормы из семейного законодательства, тем самым выводя институт опеки (попечительства) на новый уровень – уровень исключительной компетенции Российской Федерации. Учитывая, что основное предназначение норм данного института - обеспечение и защита прав и интересов подопечных, такой подход к определению места правовых норм должен приветствоваться, ибо он влечет применение способов гражданско - правовой защиты соответствующих прав.

Законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ.

В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).

Похожие работы на данную тему