Работа по предупреждению орфографических ошибок как средство повышения правописной компетенции младших школьников

Название работы: Работа по предупреждению орфографических ошибок как средство повышения правописной компетенции младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

52 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах 6

I.1. Понятие об орфографии и ее разделы 8

I.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 15

I.3. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 22

II.2. Методические приемы работы по предупреждению орфографических ошибок 29

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению правописной компетенции младших школьников 36

II.1. Констатирующий эксперимент 36

II.2. Формирующий эксперимент 38

Заключение 48

Библиография 50

Приложения 52

Выдержка:

Введение:

Проблема предупреждения орфографических ошибок всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Говоря и задачах преподавания русского языка в школе нужно подразумевать овладение нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм. А что такое литературный язык? Что такое норма?

Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.

Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистичские разновидности многочисленны, тонко разработаны, многие орфографические и пунктуационные правила его трудны и сложны для усвоения.

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

1. орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

2. письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».

Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на ее основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над предупреждением орфографических ошибок.

Глава 2:

На этих уроках в сменное оформление кабинета входили плакаты с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу (см. приложение №3).

Другим систематическим приемом на наших уроках стало «печатание». Отдельные слова и предложения дети «печатали» на специальных листочках (это помогает организации смены видов деятельности на уроках). Печатая слова, дети одновременно со звукобуквенныи анализом усваивают традиционное написание орфограммы. В этом и заключается особенность такой методики на уроках русского языка: сочетание работы по усвоению графических написаний с целенаправленной орфографической пропедевтикой. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию графических навыков проводилась в индивидуальном порядке. На занятиях проводились упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера, а именно искажения форм букв или их отдельных элементов. Здесь надо было обеспечить дифференцированное восприятие детьми форм букв для последующего написания. Все буквы строчные и заглавные мы разделили на 3 группы, сходные по написанию, и распределили их в порядке усложнения начертания. К первой группе отнесены буквы, у которых нечетко видны их элементы. Вторую группу составили буквы, у которых четко видны элементы, все эти буквы разные по форме, трудные по написанию. В третью группу включены буквы, в которых важным элементом является петля. Это наиболее сложные по написанию буквы.

Собранный и условно обозначенный материал по каждой группе букв красочно оформлен и заключен в таблицу – блок с названием «Учись писать правильно и красиво» (см. приложение №4). Опираясь на этот наглядный материал, мы планировали урок.

Фрагмент урока.

Цель: Сформировать правильное написание букв и их элементов.

Оборудование: портрет Незнайки, таблица-блок «Учись писать правильно и красиво».

Ход урока.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел Незнайка. Он признался мне, что не умеет писать. А ему так хотелось отправить письмо своим друзьям в Солнечный город. Давайте поможем и научим его писать буквы?!

В глазах детишек видим живой огонек, интерес и такое огромное желание помочь Незнайке. Далее по ходу урока ребята получали задания.

Задание 1. Детям раздавались нелинованные чистые листы и во весь лист бумаги, как позволяет рука, они писали букву (из первой группы).

Задание 2. Ученики рассматривали образ той или иной буквы в виде рисунка на таблице-блок, и писали их на листочках.

Задание 3. Из проволоки, ниток и счетных палочек ребята на листах картона выкладывали буквы, важным элементом которых является петля.

Задание 4. Упражнение на закрепление графического образа слов. Учитель загадывает загадки (см. приложение №5) и очень старательно записывают отгадку в тетрадях. После чего учитель пишет ее на доске, а ребята сверяют с написанным.

В конце урока Незнайка награждает особенно старательных медальками, а остальным дарит календарики.

Заключение:

Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.

В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии, и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку, усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.

В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

При работе над теоретической главой мы уяснили, что такое навык, и как он может формироваться. Определили ряд упражнений для формирования навыка. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.

На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:

Похожие работы на данную тему