Защита прав граждан-потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества

Название работы: Защита прав граждан-потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей.6 1.1Возникновение и эволюция института защиты прав потребителей в Россий-ской Федерации.6

1.2 Основные категории, применяемые в законодательстве о защите прав потре¬бителей. .12

1.3 Общая характеристика основных прав потребителей.14

Глава 2. Защита прав потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества.23

2.1 Основные права потребителей при продаже им товаров ненадлежащего

качества.23

2.2 Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества.37

2.3 Механизм реализации защиты прав потребителей при продаже им товаров ненадлежащего качества. Судебная защита.44

Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей.49

3.1 Защита прав потребителей государственными органами.49

3.2 Защита прав потребителей органами местного самоуправления.57

3.3 Права общественных объединений потребителей.58

Заключение.61

Литература.66

Приложения.70

Рецензия

Отзыв

Выдержка:

Введение:

Тема представленной дипломной работы выбрана не случайно. Ситуация в со¬временной России - политическая обстановка, экономическое состояние, зако¬нотворческие процессы, сейчас интересует многих исследователей. Особо при-стальное, и ни на минуту не угасающее внимание, уделяется состоянию россий-ской экономики, процессам становления новой экономической системы, функ-ционированию старых и новых субъектов экономики. Говоря об экономических и правовых субъектах, исследователи чаще всего обращают свои взоры к пред-принимателям. Достаточно большое количество работ экономистов, юристов, социологов, психологов, культурологов посвящено описанию правового статуса, образа жизни, культуры, деятельности вновь формирующегося в России класса - класса предпринимателей. Но в становлении новых социально-экономических отношений достаточно большая роль принадлежит и другому коллективному субъекту экономики - потребителю.

Если предприниматели - это новое явление для нашей социально-экономической системы, то потребители товаров и услуг существовали еще в доперестроечное время.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бес-правны. Производители товаров и услуг, торговля диктовали им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребите-лей и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Су-дебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамб-леи ООН "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей".

Но сейчас современное российское общество (в частности, складывающие-ся в нем в настоящее время социально-правовые отношения) предоставляет по-требителю ряд новых возможностей и предъявляет к нему ряд новых требований, которые изложены в Гражданском кодексе РФ, Законе РФ "О защите прав потре-бителей", а также других нормативных актах, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. С принятием данных нормативных актов российские потребители смогли в полной мере осуществить защиту своих прав.

Несомненно, что потребителю важно знать, что он может и должен пред-принять при нарушении своих прав, тем более, что права эти достаточно просты, они основаны на здравом смысле и нет необходимости заучивать наизусть статьи закона для того, чтобы воспользоваться, например, правом на качество товара или замену некачественного товара.

Глава 3:

Государство может многое, но не все. Поэтому на помощь потребителю помимо государственных органов приходят общественные объединения потребителей. Общественные организации создаются тогда, когда есть необходимость объе-динить усилия для защиты каких-то интересов.

Основной отличительной чертой общественных организаций является их неприбыльность, ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту своих членов и граждан вообще.

Общественные движения потребителей существуют во многих государст-вах мира. В нашей стране движение потребителей сначала появилось в крупных городах, а потом и по всей стране. В настоящее время в большинстве городов действуют общественные организации потребителей /44/.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятель-ность в соответствии с ФЗ "Об общественных объединениях" и их уставами.

Общественные объединения потребителей создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей (клуб защиты прав автолюбителей и др.).

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в слу-чаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, сою-зов) вправе:

- участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;

- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей; составлять акты о выявленных нару-шениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти;

Заключение:

В России продолжается период перехода к новой экономической системе, который сопровождается ломкой старых и формированием новых экономиче-ских и социальных отношений.

Одна из особенностей этого периода - это накопление капитала. Основная цель большинства предпринимателей - незамедлительное получение максималь-но возможной прибыли. Наиболее приемлемый способ - это перепродажа отече-ственных и особенно импортных товаров (девиз значительной части предприни-мателей - "подешевле купить, подороже продать"). Результат: появилось огром-ное число организаций и частных лиц, занимающихся торговлей, и в Россию хлынул поток товаров, самых различных и по цене, и по качеству. Одновременно с этим, продукция ряда отечественных производителей стала гораздо более раз-нообразной.

Перемены, происходящие в связи с этим на рынке потребительских то-варов и услуг, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. К числу положительных моментов относится появление возможности выбрать, свобода выбора. Если в 1990-х годах круг альтернатив был достаточно узок, то в настоящее время в корне изменилась ситуация на потребительском рынке. В большинстве регионов страны обеспечено его насыщение товарами. Идет, хотя и медленно, процесс сбалансирования цен в соответствии со спросом. Усиливается конкуренция на рынке потребительских товаров.

К числу негативных последствий можно отнести такие, как низкое качест-во некоторых из предлагаемых товаров, работ и услуг, несоответствие некоторых товаров, работ и услуг установленным стандартам, непрофессионализм отдель-ных торговцев и ряд других моментов.

Похожие работы на данную тему