Защита прав потребителей в торговле

Название работы: Защита прав потребителей в торговле

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение .4

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. Гражданский кодекс Российской федерации и Закон "О защите прав потребителей" .6

2. Правила отдельных видов договоров купли-продажи и правила продажи отдельных видов товаров .9

3. Действие законодательства о защите прав потребителей в сфере торговли по кругу лиц.16

Глава 2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. Право на информацию и последствия его нарушения .20

2. Право на безопасность жизни, здоровья и имущества потребителей .28

3. Право на надлежащее качество товаров.39

4. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.46

Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НЕ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

1. Требования, которые может предъявить потребитель при при¬обретении товаров ненадлежащего качества.50 2. Предоставление товара в безвозмездное временное пользование на время устранения недостатков товара и доставка товара .58

3. Расчеты с потребителем при предъявлении требований.60

Глава 4. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1. Неустойка за нарушение сроков исполнения требований потребителя.63

2. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров .68

3. Компенсация морального вреда .71

3аключение.80

Библиография .83

Выдержка:

Введение:

Одним из существенных факторов развития экономики, как это не парадоксально, является законодательная, то есть административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая – защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась и продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения изготовителей, продавцов товаров, являющиеся предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями, с другой, является Закон РФ «О защите прав потребителей», действующий с апреля 1992 года. В этом законе закреплены правовые механизмы реализации фундаментальных прав потребителей, признанные во всем мире. Это право на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность для жизни и здоровья потребителей, на информацию о товарах и их изготовителях (продавцах), на просвещение потребителей для компетентного выбора необходимых товаров, на государственную и общественную защиту их прав, а также на их объединения в добровольные общественные организации.

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов имеющий прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей, продавцов за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установил для них ряд новых обязанностей.

Глава 4:

Неразумно и несправедливо было бы присудить при прочих равных условиях компенсацию лицу, перенесшему страдания в свя¬зи с нарушением его личного неимущественного права, в размере равном или большем, чем размер компенсации, присужденной лицу, перенесшему страдания в связи с нарушением его личного неиму¬щественного права на здоровье, выразившееся в утрате зрения, слуха. Причем такая ситуация будет одинаково неразумной и не¬справедливой независимо от того, одним и тем же или разными судебными составами вынесены такие решения. Поэтому требование разумности и справедливости следует рассматривать как обращен¬ное к суду требование о соблюдении разумных и справедливых соотношений присуждаемых по разным делам размеров компенсации морального вреда. Если на территории Российской Федерации дейст¬вовал бы один судебный состав, рассматривающий все иски, свя¬занные с компенсацией морального вреда, требование разумности и справедливости могло бы быть достаточно легко выполнимо. Вы¬нося свое первое решение о компенсации морального вреда, такой судебный состав тем самым установил бы для себя определенный неописанный базисный уровень размера компенсации, опираясь на который выполнял бы требования разумности и справедливости при вынесении всех последующих решений. Однако, как известно, та¬кая гипотетическая ситуация в действительности невозможна, так как в России действует большое количество судов, и еще больше судебных составов. Следовательно, требование разумности и спра¬ведливости применительно к определению размера компенсации мо¬рального вреда следует считать обращенным не только к конкретному судебному составу, но и к судебной системе в целом. Поэ¬тому должны существовать писаные для всех судов базисные раз¬меры компенсации морального вреда и методика определения их конечного размера. Придерживаясь их, конкретный судебный сос¬тав сможет определять размер компенсации так, как предписыва¬ет закон, то есть с учетом требований разумности и справедли¬вости. Поскольку законодатель отказался от нормативного уста¬новления базисного уровня и методики определения размера ком¬пенсации, а таким образом предоставил этот вопрос усмотрению суда, то таким судом следует считать Верховный Суд РФ. Он дол¬жен в порядке единообразного применения законов при осуществ¬лении правосудия, предложить судам общий базис и подхода к определению размера компенсации морального вреда, по защите прав потребителей в частности, оставляя при этом достаточный простор усмотрению суда при решении конкретных дел.

Могут быть предложены различные базисные уровни компенсации морального вреда и методы определения их размера. Так, А.М. Эрделевский в статье " Критерии и метод оценки размера компен¬сации" , в соответствии со ст. 2 Конституции РФ, определяющей, что права и свободы человека являются высшей ценностью, и го¬сударство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях права, предлагает использовать соотношения для определения соразмерности компенсаций презюмируемого морального вреда при нарушениях соответствующих прав.

Такие соотношения будут иметь достаточно условный характер, но вряд ли в существенно большей степени, чем условны сами раз¬меры санкций за различные преступления. Выплата имуществен¬ной компенсации за неимущественный вред всегда будет нести в себе элемент условности ввиду отсутствия общих "единиц из¬мерения" материальной и нематериальной субстанций. Такой под¬ход позволяет оптимально учесть требования справедливости в соответствии со ст. 1101 ГК РФ, ибо ничто не бывает велико или мало само по себе, но лишь в сравнении с другим. Установление

в статье 1101 ГК РФ требование разумности и справедливости имеет скорее отношение к базисному уровню размера компенсации морального вреда, позволяющему разработать соотносительную шкалу размеров компенсаций презюмируемого морального вреда для различных видов правонарушений. А.М. Эрделевский предлагает базисный уровень компенсации морального вреда на основе размеров минимальной заработной платы. В таблице размеров компен¬сации презюмируемого морального вреда, наряду с истязанием, похищением человека присутствуют также: распространение ложных порочащих сведений, в том висло в средствах массовой информа¬ции; неправомерный отказ от предоставления информации; нарушение имущественных прав потребителей; нарушение имуществен¬ных прав потребителей с причинением значительного ущерба. Так, по интересующим нас четырем позициям предлагается:

Заключение:

Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения по¬вседневных потребностей населения в товарах. А в потребительс¬ком рынке главенствующая роль отведена торговле. Именно торгов¬ля и ее первичное звено- магазин (любое другое торговое пред¬приятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск, отолит) независимо от организационно-правовой формы и вида собственнос¬ти и подчиненности, а также гражданин-предприниматель, занимаю¬щийся торговлей, предоставляют покупателям огромную, исчисляе¬мую триллионами рублей массу потребительских товаров, выраба¬тываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими многочис¬ленными предпринимателями- изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке импорта из-за пределов России. Являясь пос¬редниками между изготовителями (импортерами) и покупателями- потребителями товаров, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, поставщикам требования в части качества продукции, ее безопасности для здоровья, не говоря о товарном виде, упаковке, предоставления покупателю соответствующей информации о товаре, обеспечивая одновременно должное торговое обслуживание потребителя.

При каждой покупке товара гражданин и магазин заключа¬ют договор купли-продажи. Любая вещь, проданная магазином, пе¬реходит из его собственности в собственность покупателя, и этот процесс регулируется законодательством, устанавливающим прави¬ла и порядок заключения и исполнения таких сделок.

За последнее время в России принят пакет нормативных актов, цель которых защищать права граждан-потребителей, повысить тре¬бовательность к качеству выпускаемых и продаваемых населению товаров народного потребления, повысить ответственность пред¬приятий торговли и общественного питания независимо от их организационно - правовой формы, ведомственной подчиненности и фор¬мы собственности, а также граждан-предпринимателей, занимающихся производством товаров и их реализацией, за нормальную орга¬низацию торгового обслуживания покупателей, недопущения их об¬мана в любой форме, повышенной ответственности за качество то¬варов.

Похожие работы на данную тему