Введение:
В настоящее время роль общетехнических и специальных дисциплин в структуре высшего образования растет. И это главным образом связано с развитием научно-технического прогресса. Общество нуждается в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием. В то же время, содержание общетехнических дисциплин базируется на некотором объеме понятий и терминов, которые закладываются в средней школе.
Интерес к понятиям и категориям закономерен для любой науки. Каждая наука отражает предмет своего исследования в понятиях, без которых нельзя построить ни одной теории, объясняющую познавательную действительность. При этом «всякое новое знание является нам в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения прежнего опыта» [3]. В результате встает вопрос о пересмотре понятий, их уточнении, иногда переосмысления [18].
Система понятий любой отрасли науки обусловлена характером познавательной деятельности специалистов, отождествлением и разграничением в ходе этой деятельности явлений окружающей действительности, их классификацией. Поскольку любое явление действительности представляет собой совокупность различных компонентов, которые находятся во взаимосвязи, то цель научной классификации – установление взаимосвязи между отдельными явлениями действительности на основе общности или различий составляющих их компонентов. Расчленяя и объединяя части, стороны предмета, специалист оперирует терминами, организуя их, как и понятия, в четкую классификационную схему.
Другими словами для будущего специалиста является очень важным в их профессиональной деятельности свободно владеть некоторым объемом понятий по предмету (для общения на профессиональном языке). Таким образом, возникает проблема: как формировать основные понятия по изучаемой дисциплине у учениц средней школы.
Цель работы состоит в выявлении условий обучения понятиям на уроках
технологии в 5 классе средней общеобразовательной школы.
Объект исследования – процесс формирования понятий.
Предмет исследования – условия формирования понятий.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме обучения понятиям.
2. Изучить и проанализировать этапы формирования понятий по технологии.
3. Исследовать процесс формирования понятий по технологии.
4. Выявить методы обучения понятиям по технологии в 5 классе.
5. Разработать тематические планы учебного года и планы уроков по технологии с учетом методики поэтапного формирования понятий.
Глава 2:
Одежда возникла, как одно из основных средств защиты человека от вредных климатических явлений и других внешних воздействий природы с момента возникновения и до настоящего времени одежда обусловлена социальными, географическими и экономическими факторами. Кроме того, она должна обладать потребительскими свойствами – эксплуатационными, гигиеническими и эстетическими.
Под эксплуатационными свойствами понимают соответствие одежды, ее назначение и условия эксплуатации, удобство в пользовании, прочность, срок службы, надежность в эксплуатации, сохранение формы, а также экономичность.
К гигиеническим свойствам относят защитные функции одежды от воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды (холода, дождя), а также функция поддержания кожи в чистоте, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Показателями гигиенических свойств одежды является ее теплоизоляционные свойства, воздухо и газонепроницаемость, гигроскопичность и водонепроницаемость, пылеемкость.
Под эстетическими свойствами понимают соответствие одежды эстетическим вкусам потребителя, что достигается созданием моделей, отвечающих современным требованиям оформления и законам зрительного восприятия.
Все вышесказанное о требованиях к одежде относится и к фартуку.
Можно спросить у учащихся, какие требования предъявляются к фартуку.
Требования к фартуку располагают в порядке значимости от его назначения. Так, например, для непромокаемого фартука на первое место выходят требования защиты одежды от действия воды и моющих средств, а для нарядного фартука – эстетические – красивый внешний вид, яркий насыщенный рисунок ткани, несминаемость, отделка.
Заключение:
Для достижения цели нашей дипломной работы, которая состоит в выявлении условий обучения научным понятиям по технологии, были решены следующие задачи:
1.Изучить литературу и проанализировать проблему формирования понятийного аппарата.
2. Выявить структуру понятия.
3. Рассмотреть этапы формирования понятий.
4. Выявить особенности формирования понятийного аппарата в процессе преподавания технологии.
5. Рассмотреть методы формирования понятий.
В результате мы пришли к следующим выводам:
Процесс формирования понятия – это длительный и сложный процесс, которому следует уделять достаточное внимание.
Понятие – это вывод, итог познания реальных процессов и выявлений, мысль, в которой отображаются общие отличительные признаки предметов и явлений действительности.
При обучении понятиям мы придерживались следующей схемы:
1. Введение научных понятий.
2. Закрепление:
• иллюстрированные примеры
• конкретизирующие примеры
• использование наглядностей
• кроссворды
3. Контроль (умственные действия) осуществляется на практических занятиях:
• опрос
• письменный диктант
• тест
• кроссворд
Таким образом, большую роль в формировании научных понятий в 5 классе средней общеобразовательной школы играет ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Следовательно, при обучении понятиям можно использовать следующие методы:
• Словесные - подразделяются на следующие виды: рассказ (применяется при ознакомлении учениц с понятиями и при обучении конструированию понятий на уроках по этому предмету), объяснение (применяется при ознакомлении учениц с понятиями и при обучении конструированию понятий, составлению
• логических схем, выявлении существенных признаков понятий и его объема на уроках и практических занятиях по предмету), беседа и конспектирование (применяется на уроках и в качестве домашних заданий).
• Наглядные применяются на уроках при введении новых понятий (схема: восприятие – ощущение – представление – понятие). К наглядным методам относятся метод иллюстраций, метод демонстраций.