Условия обучения понятиям на уроках технологии

Название работы: Условия обучения понятиям на уроках технологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования научных понятий в процессе обучения

1.1 Определение и структура понятия

1.2 Психологические условия формирования научных понятий в 5 классе средней общеобразовательной школы

1.3 Дидактические условия формирования понятий в 5 классе средней школы

Глава 2. Методика формирования понятий на уроках технологии в 5 классе

2.1 Методические рекомендации по формирования понятий на уроках технологии в 5 классе

2.2 Разработка уроков по технологии для 5 класса средней общеобразовательной школы

Заключение

Литература

Выдержка:

Введение:

В настоящее время роль общетехнических и специальных дисциплин в структуре высшего образования растет. И это главным образом связано с развитием научно-технического прогресса. Общество нуждается в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием. В то же время, содержание общетехнических дисциплин базируется на некотором объеме понятий и терминов, которые закладываются в средней школе.

Интерес к понятиям и категориям закономерен для любой науки. Каждая наука отражает предмет своего исследования в понятиях, без которых нельзя построить ни одной теории, объясняющую познавательную действительность. При этом «всякое новое знание является нам в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения прежнего опыта» [3]. В результате встает вопрос о пересмотре понятий, их уточнении, иногда переосмысления [18].

Система понятий любой отрасли науки обусловлена характером познавательной деятельности специалистов, отождествлением и разграничением в ходе этой деятельности явлений окружающей действительности, их классификацией. Поскольку любое явление действительности представляет собой совокупность различных компонентов, которые находятся во взаимосвязи, то цель научной классификации – установление взаимосвязи между отдельными явлениями действительности на основе общности или различий составляющих их компонентов. Расчленяя и объединяя части, стороны предмета, специалист оперирует терминами, организуя их, как и понятия, в четкую классификационную схему.

Другими словами для будущего специалиста является очень важным в их профессиональной деятельности свободно владеть некоторым объемом понятий по предмету (для общения на профессиональном языке). Таким образом, возникает проблема: как формировать основные понятия по изучаемой дисциплине у учениц средней школы.

Цель работы состоит в выявлении условий обучения понятиям на уроках

технологии в 5 классе средней общеобразовательной школы.

Объект исследования – процесс формирования понятий.

Предмет исследования – условия формирования понятий.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме обучения понятиям.

2. Изучить и проанализировать этапы формирования понятий по технологии.

3. Исследовать процесс формирования понятий по технологии.

4. Выявить методы обучения понятиям по технологии в 5 классе.

5. Разработать тематические планы учебного года и планы уроков по технологии с учетом методики поэтапного формирования понятий.

Глава 2:

Одежда возникла, как одно из основных средств защиты человека от вредных климатических явлений и других внешних воздействий природы с момента возникновения и до настоящего времени одежда обусловлена социальными, географическими и экономическими факторами. Кроме того, она должна обладать потребительскими свойствами – эксплуатационными, гигиеническими и эстетическими.

Под эксплуатационными свойствами понимают соответствие одежды, ее назначение и условия эксплуатации, удобство в пользовании, прочность, срок службы, надежность в эксплуатации, сохранение формы, а также экономичность.

К гигиеническим свойствам относят защитные функции одежды от воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды (холода, дождя), а также функция поддержания кожи в чистоте, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Показателями гигиенических свойств одежды является ее теплоизоляционные свойства, воздухо и газонепроницаемость, гигроскопичность и водонепроницаемость, пылеемкость.

Под эстетическими свойствами понимают соответствие одежды эстетическим вкусам потребителя, что достигается созданием моделей, отвечающих современным требованиям оформления и законам зрительного восприятия.

Все вышесказанное о требованиях к одежде относится и к фартуку.

Можно спросить у учащихся, какие требования предъявляются к фартуку.

Требования к фартуку располагают в порядке значимости от его назначения. Так, например, для непромокаемого фартука на первое место выходят требования защиты одежды от действия воды и моющих средств, а для нарядного фартука – эстетические – красивый внешний вид, яркий насыщенный рисунок ткани, несминаемость, отделка.

Заключение:

Для достижения цели нашей дипломной работы, которая состоит в выявлении условий обучения научным понятиям по технологии, были решены следующие задачи:

1.Изучить литературу и проанализировать проблему формирования понятийного аппарата.

2. Выявить структуру понятия.

3. Рассмотреть этапы формирования понятий.

4. Выявить особенности формирования понятийного аппарата в процессе преподавания технологии.

5. Рассмотреть методы формирования понятий.

В результате мы пришли к следующим выводам:

Процесс формирования понятия – это длительный и сложный процесс, которому следует уделять достаточное внимание.

Понятие – это вывод, итог познания реальных процессов и выявлений, мысль, в которой отображаются общие отличительные признаки предметов и явлений действительности.

При обучении понятиям мы придерживались следующей схемы:

1. Введение научных понятий.

2. Закрепление:

• иллюстрированные примеры

• конкретизирующие примеры

• использование наглядностей

• кроссворды

3. Контроль (умственные действия) осуществляется на практических занятиях:

• опрос

• письменный диктант

• тест

• кроссворд

Таким образом, большую роль в формировании научных понятий в 5 классе средней общеобразовательной школы играет ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Следовательно, при обучении понятиям можно использовать следующие методы:

• Словесные - подразделяются на следующие виды: рассказ (применяется при ознакомлении учениц с понятиями и при обучении конструированию понятий на уроках по этому предмету), объяснение (применяется при ознакомлении учениц с понятиями и при обучении конструированию понятий, составлению

• логических схем, выявлении существенных признаков понятий и его объема на уроках и практических занятиях по предмету), беседа и конспектирование (применяется на уроках и в качестве домашних заданий).

• Наглядные применяются на уроках при введении новых понятий (схема: восприятие – ощущение – представление – понятие). К наглядным методам относятся метод иллюстраций, метод демонстраций.

Похожие работы на данную тему