Иcпoльзoвaниe тexнoлoгий нapoдныx xyдoжecтвeнныx пpoмыcлoв пpи oбyчeнии шкoльникoв плоскорельефной peзьбe

Название работы: Иcпoльзoвaниe тexнoлoгий нapoдныx xyдoжecтвeнныx пpoмыcлoв пpи oбyчeнии шкoльникoв плоскорельефной peзьбe

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.6

1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДНЫХ ОБРАЗОВ В РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ.9

2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ.18

2.1 Анализ программ по технологии декоративной обработки древесины .18

2.2 Фрагмент календарно-тематического плана по технологии художественной обработки древесины для 7х - классов .24

2.3 План – конспекты уроков.27

2.3.1. Урок № 1. Тема: Декоративная обработка древесины.27

2.3.2 Урок № 2. Тема: Организация рабочего места резчика .30

2.3.3. Урок № 3. Тема: Технология плоскорельефной резьбы .35

2.4. Методический анализ уроков по технологии.39

3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАМКИ ДЛЯ ЗЕРКАЛА С ПЛОСКОРЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБОЙ.41

3.1. Материалы для резьбы по дереву.41

3.2. Инструменты резчика.45

3.3. Техника и технология исполнения декоративных работ.49

3.4. Технология плоскорельефной резьбы.49

3.5. Технологические карты.53

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.56

4.1. Расчёт себестоимости изделия.56

5. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.61

5.1 Требования к мастерской.61

5.2.Техника безопасности при работе в учебных мастерских.65

5.2.1. Общие правила техники безопасности.65

5.2.2 Техника безопасности при работе на заточном станке.67

5.2.3. Техника безопасности при работе на сверлильном станке.68

5.2.4. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом70

5.3. Санитарные требования к учебным мастерским.72

5.3.1. Помещения учебно-производственных мастерских, участков, пролётов.73

5.4. Противопожарный режим в школе.74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.76

ЛИТЕРАТУРА.79

Выдержка:

Введение:

Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки древесины предоставляет в этом плане широкие возможности.

Xyдoжecтвeнныe paбoты пo дepeвy - oдин из нaибoлee дpeвниx видoв дeкopaтивнoгo иcкyccтвa, гдe вo вceм мнoгooбpaзии oтpaзилocь твopчecтвo нapoдныx мacтepoв. Hapoдныe мacтepa, иcпoльзyя cпeцифичecкиe cвoйcтвa мaтepиaлa, выявить eгo нeбpocкyю кpacoтy, пpидaть cвoим вeщaм yдoбныe и xyдoжecтвeннo зaвepшённыe фopмы. Пpичeм дeкop кpecтьянcкиx издeлий был opгaничecки cлит c иx пpaктичecкими, бытoвыми нaзнaчeниями.

B пpoизвeдeнияx мacтepoв xyдoжecтвeнныx пpoмыcлoв кaк бы oвeщecтвилиcь лyчшиe кaчecтвa нapoдa: тpyдoвaя cнopoвкa и мacтepcтвo, любoвь к пpиpoдe, к oкpyжaющeмy миpy, oптимизм и жизнeлюбиe. B cюжeтныx и opнaмeнтныx кoмпoзицияx, пpиxoтливыx линияx yзopa, тo ярких, тo сдержанных кpacкax, в нeиcтoщимoм юмope яpкo pacкpывaютcя нapoдныe пpeдcтaвлeния o пpeкpacнoм. Этo пpидaeт пpoизвeдeниям нapoдныx мacтepoв дyxoвнyю, эcтeтичecкyю цeннocть, выpaжaющyю xapaктep нapoдa.

Ho oднoвpeмeннo этo нyжныe, пoлeзныe мнoгим людям вeщи, yк-paшaющиe нaш гopoд и ceльcкий быт.

Среди учащихся все большую популярность приобретают кружки декоративно-прикладного искусства, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих прикладных материалов.

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Резьба по дереву, деревянная мозаика, инкрустация, чеканка по металлу способствуют гармоническому воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. Взяв в руку резец или чекан, сделав первые узоры, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Глава 5:

Главным ответственным лицом за соблюдение противопожарного режима в школе является директор. Его приказом назначаются ответственные за противопожарное соответствие всех школьных помещений, а также на время проведения массовых мероприятий. Он утверждает план эвакуации учащихся в случае пожара. Эвакуационный план вывешивается на видном месте и состоит из инструкции, в которой указываются обязанности персонала школы и графическое изображение эвакуационного маршрута. Наиболее распространенная причина пожаров - скопление различных сгораемых материалов, предметов, мусора. В целях пожарной безопасности нужно регулярно проверять содержание чердака и подвала. Двери на чердак и подвал должны быть постоянно закрыты, ключи должны храниться в специальном месте. Проходы в здание школы, эвакуационные выходы, тамбуры, лестницы, подступы к средствам пожаротушения и связи должны быть свободными.

Ответственность за соблюдением противопожарного режима в учебных мастерских несут заведующие, учителя труда, в обязанности которых входит:

• обеспечение должного порядка и чистоты рабочих и подсобных помещений;

• своевременное выявление пожароопасных неисправностей учебного, технологического оборудования и принятия мер по их устранению;

• поддержания средств пожаротушения в исправности;

• знание пожарной опасности используемых материалов и технологических процессов.

Что нужно делать в случае пожара?

Обнаружив загорание средств немедленно сообщить о том в пожарную охрану. Учащихся необходимо незамедлительно вывести из очага пожара. До прибытия пожарной команды тушение огня осуществляется персоналом школы. Для этого используются первичные средства пожаротушения.

В целях пожарной безопасности и обеспечения организованности действий во время пожара в определенных местах устанавливаются соответствующие запирающие, предупреждающие, а также указательные знаки. Эти правила рекомендуется оформить в виде плаката и повесить на видном месте.

Заключение:

Постоянные и систематические занятия народными художественными промыслами на уроках и кружках развивают ребят, по существу, всесторонне: учащиеся постигают основы и навыки художественных ремесел, непосредственно приобщаются к богатым народным традициям художественной культуры. Ребята воспитывают в себе бережное отношение к природе, развивается их художественный вкус, и – что особенно важно – они проходят подлинную школу труда и творчества. Даже заготовка сырья, процесс не такой уж творческий, имеет на ребят достаточно сильное влияние - приучает их по-хозяйски относиться к природным богатствам родного края.

Опыт работы показывает, что учащиеся достаточно быстро осваивают те или иные приемы и навыки художественного ремесла. Важно отдавать предпочтение не просто отдельным приемам и техникам, а раскрывать перед ребятами всю целостность и своеобразие народной культуры, знакомя их со специальной литературой, изданиями по декоративному народному искусству, коллекциями музеев. Необходимо не только стремится к мастерству в работе, но и стараться глубоко постигнуть традиции, увидеть их в развитии. Если учащийся сможет правильно оценить собственный труд, изделия своих товарищей, то педагогический успех уже по-своему несомненен.

Занятия народными художественными промыслами связанны с приобретением и совершенствованием трудовых умений и навыков играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учащихся. Даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в их дальнейшей жизни. Положительное влияние оказывают занятия и на трудных подростков. Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость и эстетическое наслаждение. Декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения.

Похожие работы на данную тему