Методика преподавания молекулярно-кинетической теории идеального газа

Название работы: Методика преподавания молекулярно-кинетической теории идеального газа

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

1 Использование статистического метода при преподавании физики в средней школе 5

1.1 Сущность статистического метода 5

1.2 Особенности преподавания физики в школе 9

1.3 Рекомендации по составлению календарно-тематического плана преподавателя 24

1.4 Особенности применения статистического метода к курсу физики средней школы 26

2 Основные положения молекулярно-кинетической теории идеального газа 33

3 Примерный план урока 52

Заключение 67

Список использованной литературы 70

Выдержка:

Введение:

Актуальность выбранной темы обусловливается многими факторами. Прежде всего, использование статистического метода в курсе физики является крайне необходимым, так как совокупность большого числа молекул оказалось возмож¬ным исследовать только с помощью математической теории вероятно¬стей, которая была разработана для массовых явлений, напри¬мер, таких, в которых участвует большое число частиц. С другой стороны, молекулярно-кинетическая теория идеального газа является одной из основных тем в курсе средней школы, причем достаточно сложной для понимания школьника. Именно поэтому методика преподавания данной темы с помощью статистического метода является принципиальной для преподавателя.

В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функцию. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы. Воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.

В своей книге «Формирование естественнонаучного миропонимания школьников» В. Р. Ильченко пишет: «закономерности психического развития детей требуют, чтобы при изучении ими естественнонаучных предметов содержание знаний, их структура, принципы, методы и формы обучения опирались на фундаментальные закономерности природы. Те же закономерности психического развития детей показывают, что естественнонаучное образование является базовым, оно необходимо для направленного развития сознания и не может быть заменено другим».

Глава 3:

Цели урока:

• Образовательная: Помочь усвоить понятия идеального газа, основное уравнение МКТ; на основе МКТ установить количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости ее движения.

• Развивающая: Развитие научного мировоззрения, логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков самоконтроля.

• Воспитательная: Воспитание трудолюбия, аккуратности.

Тип урока: Комбинированный.

Приборы: Плакаты

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Проверка домашнего задания (на перемене 1 ученик записывает на доске решение домашней задачи)

Упражнение 11 (5)

Чему равно число молекул в 10 г кислорода?

Дано: Решение:

m=10 г =10•10-3 кг N=Na•m/M= 6,02•1023 •10-4/32•10-3 =1,8•1023

М=32•10-3 кг/моль

N=?

Ответ: 1,8•1023

3. Постановка цели урока.

Мы с вами продолжаем изучение основ молекулярно-кинетической теории. На предыдущем уроке мы рассмотрели основные положения МКТ, научились определять размеры и массу молекул. Сегодня на уроке необходимо на основе МКТ установить количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости ее движения. Поэтому тема урока: «Идеальный газ. Основное уравнение МКТ».

4. Актуализация знаний.

А) 5 человек по карточкам решают задачи

Карточки

Вариант №1.

1.Сколько молекул содержится в 1 г углекислого газа?

2.Определите молярную массу и массу одной молекулы кислорода?

Вариант №2.

1.Определите молярную массу и массу одной молекулы поваренной соли?

2.Сколько молекул содержится в 1 кг водорода?

Вариант №3.

1.Определите молярную массу и массу одной молекулы угарного газа?

2.Какую массу имеет 3•1023 атомов ртути?

Заключение:

Физика рассматривается как фундамент естественнонаучного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса. Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта исследования по сравнению с физикой ХIХ века, включая космические явления (астрофизика), некоторые явления живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводниковая, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала не только теоретической основой современной техники, но и ее неотъемлемой составной частью, они органически переплелись друг с другом. Энергетика (в частности, ядерная и термоядерная), связь (лазеры, волоконная оптика) – это создание материалов с заранее заданными свойствами и т.п. – убедительные примеры взаимопроникновения физики и техники. Этим определяется образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические линии – движение и силы, вещество, поле, энергия, методы научного познания.

Молекулярная физика и термодинамика изучают свойства и поведение макроскопических систем, т.е. систем, состоящих из огромного числа атомов и молекул. Типичные системы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, содержат около 1025 атомов.

Похожие работы на данную тему