Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи

Название работы: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством живописи

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.6

1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников.12

1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста.28

1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников .36

Выводы по первой главе.43

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ

2.1. Методика констатирующего эксперимента.45

2.2. Методика формирующего эксперимента.56

2.3. Результаты экспериментальной работы.63

Выводы по второй главе.67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.68

БИБЛИОГРАФИЯ.70

ПРИЛОЖЕНИЯ.74

Выдержка:

Введение:

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием» [19].

Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста» [16].

У всякой системы есть стержень, основа на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство – живопись.

Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, в том числе изобразительном, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность методики формирования эстетического вкуса детей определили выбор темы нашего исследования: «Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи».

Глава 2:

Было проведено 9 занятий, которые разрабатывались с учетом рекомендаций Н.А. Курочкиной, Р.М. Чумичевой [23, 45]. Темы занятий следующие:

1. О чем рассказывает пейзажная картина (рассматривание картин).

2. О чем нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине (рассматривание картин).

3. Сравнивание картин «Зима» И.И. Шишкина, «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря.

4. «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине» (игра).

5. «Найди картину по палитре».(игра).

6. Рассматривание репродукций картин А.А. Пластова «Первый снег», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» и К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

7. «Составь пейзаж из пазлов».(игра).

8. «Придумай пейзаж».

9. «Волшебный круг».

В ходе занятий применялись такие методы, как беседы, наблюдения с детьми на прогулке за природой и явлениями природы, игры, рассказ.

В содержание занятий мы старались включить такой познавательный материал, который бы заинтересовал детей, расширял и углублял их знания, развивал эстетический вкус.

Сообщение детям о том, что у них будут проводиться занятия по ознакомлению с живописью, вызвало интерес, радость ожидания чего-то нового, приятного, неизвестного, встречу с произведениями живописи.

Планируя первое занятие, мы провели подготовительную работу. Определяли состояние погоды, находили красивые эпитеты. Рассматривали на участке листву разных деревьев, выделяя характерные признаки. Очень понравилось, как дети читают стихи.

Никита К.

- Лишь осень золотая

Лист опалит огнем,

Березка облетает,

Тоскует под дождем.

Играли с детьми в игру: «Кто быстрее выложит узор из разных листиков? Собери букет из осенних листьев». При этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

На первом занятии «О чем рассказывает пейзажная картина» осуществлялось знакомство с видами пейзажа.

Мы пытались рассказать особенности пейзажного жанра: многообразие и взаимосвязь объектов изображения, пространственность – линейная и воздушная перспектива, многоплановость. Познакомили детей с искусствоведческими терминами. Это занятие вызвало у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастность за красоту окружающей нас природы. Войдя в изостудию, дети растерянно остановились и тихо стояли. Затем немного освоились, и было заметно, как некоторые шептались. Занятие проходило в виде экскурсии. Мы отметили, что детям было интересно, они с желанием отвечали на вопросы и задавали их. Глаза были наполнены радостью и светом, блестели, и было заметно, что очень внимательно они слушают рассказ «экскурсовода». На второй день мы решили еще раз сходить в изостудию. Дети запомнили название некоторых картин и могли отличить виды пейзажа. Мы предложили организовать конкурс «Кто задаст интересный вопрос о понравившемся произведении?» Показателями интересного вопроса определялось оригинальностью, никем еще не заданный или в котором отразилось личное видение картины. Большой восторг вызвал у детей этот конкурс.

Заключение:

Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников – это важное направление методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи.

Современными исследователями Т.С. Комаровой, Б.М. Неменским, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой и др. доказана возможность использования различных методов и форм работы по формированию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенное исследование показало, что эффективность работы по формированию эстетического вкуса у детей зависит от правильно выстроенной технологии и методов обучения. На основе анализа педагогических исследований, в процессе экспериментальной работы нами была доказана возможность формирования эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

Исследование доказало возможность формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время.

На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.

Эксперимент показал эффективность разработанных нами мероприятий.

Вкус как важнейший компонент эстетического сознания формируется, прежде всего, в процессе восприятия подлинных произведений искусства. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять негативному влиянию псевдокультуры, становится ориентиром в понимании красоты и в искусстве, и в жизни, а итоге – важнейшим фактором развития общей культуры.

Похожие работы на данную тему