Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя физической культуры во время обучения в высшем учебном заведении

Название работы: Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя физической культуры во время обучения в высшем учебном заведении

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I. Профессионально-педагогическая компетентность как педагогическая проблема.7

1.1. Понятие профессионально-педагогической компетентности.7

1.2. Структурно-функциональная характеристика профессиональной педагогической компетентности.16

Выводы по первой главе.28

Глава II. Формирование основных компонентов профессионально-педагогической компетентности будущего учителя физической культуры.30

2.1. Ценностно-смысловой компонент.30

2.2. Коммуникативно – деятельностный компонент.37

2.3. Познавательно – инструментальный компонент.44

Выводы по второй главе.51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.53

Список используемой литературы.57

Выдержка:

Введение:

В современном мире существенно возрастает роль физической культуры как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт – становятся социальными «феноменами», объединяющей силой и национальной идеей, способствуют развитию сильного государства и здорового общества. Соответственно возрастают требования со стороны общества и его членов к качеству подготовки специалистов, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, к уровню их профессиональной компетентности. Имеется в виду подготовка такого специалиста, который смог бы ввести ребенка в мир физической культуры и спорта, научить его видеть, чувствовать, думать, обеспечить коррекцию индивидуального физического развития, помочь совершенствоваться в жизни и осуществить опыт творческой самореализации и жизненного самоопределения. Проблема профессиональной готовности будущих педагогических кадров – одна из центральных в теории, науке и практике педагогики, в одной из ведущих ее отраслей – теории и методике физического воспитания (2, С.124)

Обращение к личностно-ориентированному образованию обуславливает появление новой цели педагогического образования, в том числе и физкультурного. Если раньше основной целью подготовки учителя был технологический рост, то сегодня произошла переориентация на его личностное развитие, являющееся следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. С этих позиций профессиональная компетентность рассматривается как категория, определяемая уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями педагога, и предлагает, наряду с технолого-педагогической готовностью к решению педагогических задач, его гуманную гуманную педагогическую позицию, ценностное отношение к педагогической деятельности и высокий уровень общей и профессиональной культуры (4, С. 28).

Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Следовательно, идеология системы профессионального физкультурного образования должна быть нацелена на формирование компетентной личности, обладающей «высшей компетентностью», которая предполагает наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовать других людей для достижения поставленной цели, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий и т.п.

Глава 2:

Немаловажным умением будущего учителя физической культуры выступает умение пробудить интерес к своему предмету, передать свою увлеченность им учащимся, переплавить пассивный интерес к спорту школьника как болельщика в двигательную и познавательную активность, в стремлении самому заниматься физической культурой.

Ораторские умения необходимы учителю ФК для осуществления прежде всего образовательно-просветительной функции. Для этого будущий учитель ФК должен обладать большой эрудицией и культурой речи (20, с.53-54).

Культура речи – это грамотность построения фраз, простота и ясность их изложения, выразительность. Интонация и тональность воздействует не только на сознание, но и на чувства учеников. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной, сочувственной и т.п. В зависимости от ситуации будущий учитель ФК должен уметь использовать все богатства тональности, а не произносить монологи бесстрастным голосом. Учитель, владеющий при подаче команд интонацией и тональностью, может с помощью слова регулировать степень физических усилий (например, команда, подаваемая бодрым голосом, вызовет большую ответную реакцию учащихся). Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако, для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, уверенным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок, даваемых действиям и поступкам учащихся. Крайне нежелателен, особенно в старших классах, назидательный, менторский тон – он обычно отталкивает учеников от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее – и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор делает речь учителя сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого учителем. Учитель должен правильно использовать специальную терминологию. Она облегчает общение и взаимопонимание между педагогом и учениками. Знание учениками терминологии способствует более быстрому овладению ими физическими упражнениями, увеличивает плотность урока (20, С.83-87).

Коммуникативная культура – это система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении.

Известный психолог Н.П. Аникеева отмечает, что ролевая игра – это одновременно двойное общение: реального и воображаемого.

Заключение:

В современном мире существенно возрастает роль физической культуры как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт – становятся социальными «феноменами», объединяющей силой и национальной идеей, способствуют развитию сильного государства и здорового общества. Соответственно возрастают требования со стороны общества и его членов к качеству подготовки специалистов, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, к уровню их профессиональной компетентности. Имеется в виду подготовка такого специалиста, который смог бы ввести ребенка в мир физической культуры и спорта, научить его видеть, чувствовать, думать, обеспечить коррекцию индивидуального физического развития, помочь совершенствоваться в жизни и осуществить опыт творческой самореализации и жизненного самоопределения (2, С.124)

Поэтому актуальной остается проблема уровня профессиональной компетентности будущего педагога, не ясны позиции в отношении роли профессионально значимых качеств будущего педагога, востребованных современными социокультурными и педагогическими реалиями.

Анализ научных методических работ показывает, что в современной литературе часто допускается смешивание понятий «компетентность» и «компетенция».

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (12, С. 60-61).

Похожие работы на данную тему