Организация оперативного контроля при выполнении лабораторной работы по физике в школе и ВУЗе

Название работы: Организация оперативного контроля при выполнении лабораторной работы по физике в школе и ВУЗе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Физика

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1 Физический эксперимент как метод изучения нового

материала.5

§1 Психолого-педагогическая основа физического эксперимента.5

§2 Физический эксперимента как метод исследования явлений

природы.18.

§3 Роль физического эксперимента при изучении физических

явлений.22

§4 Виды физического эксперимента. Требования к нему.26

Глава 2 Организация оперативного контроля при проведении

лабораторных работ по физике.34

§1 Лабораторные работы как метод обучения и закрепления

знаний о явлениях природы.34

§2 Традиционная методика проведения лабораторных работ.37

§3 Организация оперативного контроля при проведении

лабораторных работ по физике.43

§4 Педагогический эксперимент по проверке эффективности

использования оперативного контроля при проведении

лабораторных работ.48

Заключение.50

Библиография.51

Приложения.53

Выдержка:

Введение:

Эксперимент является методом наглядности изучения нового материала. Существует несколько форм физического эксперимента. Особое внимание нужно обратить на методику проведения лабораторных работ. Как правило, лабораторные работы выполняются по готовым инструкциям, знания на таких занятиях носят репродуктивный характер. Учащиеся не занимаются самостоятельной деятельностью, а точно воспроизводят команды учителя. Существует потребность в изменении хода лабораторных работ, посредством метода, который называется – оперативный контроль. Оценка за работу ставится по отчёту, написанному учащимся, не учитывается уровень знания учащимися оборудования, принципов его использования, теоретической базы. Предполагается, что они знают материал, используемый в работе. Экспериментальные данные не прививаются в той мере, которой должны. Нужно, чтобы работу выполнял каждый в отдельности, учитывать активность при выполнении, оценивать уровень знаний. Оценивать работу стоит по многим параметрам, а потом выводить общую.

В данной работе выдвинута гипотеза: применение оперативного контроля при выполнении лабораторных работ способствует улучшению знаний, умений, навыков учащихся.

Цель: доказать эффективность применения оперативного контроля при проведении лабораторных работ.

Задачи:

• разработать методику применения оперативного контроля во время проведения лабораторных работ;

• провести несколько лабораторных работ (педагогический эксперимент);

• сделать выводы по итогам эксперимента.

Оперативный контроль должен повлиять не только на качество усвоения знаний, но и на принцип работы учащихся на уроке. Развитие у учащихся способности творчески мыслить – вот одна из задач оперативного контроля. Эксперимент предполагается провести в среднем звене, поскольку там учащиеся более подвержены внедрению нетрадиционных приёмов.

Глава 2:

Оперативный контроль знаний является первой и самой простой формой контроля. Его проводят не с целью оценки знаний студентов и учащихся школ, а для активизации их познавательной деятельности. Поэтому главной целью оперативного контроля является выделение главного в изучаемом материале, постановка проблемы и закрепление учебного материала. Если оперативный контроль проводится в начале занятия, то его целью является постановка проблемы. В середине занятия с помощью оперативного контроля необходимо выделить главное в учебном материале. Оперативный контроль в конце занятия поможет закрепить учебный материал. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, где следует проводить оперативный контроль знаний. Эффективен оперативный контроль в первую очередь при чтении нового материала (лекции) и при проведении занятий закрепления знаний (лабораторные работы, решение задач, семинары). Использование оперативного контроля при проведении лабораторных работ довольно эффективно. Простейшим способом организации оперативного контроля на уроке является постановка перед учениками проблемных опросов с двумя вариантами ответа "да" и "нет": "больше", "меньше", "увеличивается", "уменьшается" и т.д. На уроке, например, можно попросить поднять руки тех, кто считает правильным первый, а затем и второй ответ на поставленный вопрос. В дальнейшем при изложении материала следует вернуться к вопросу оперативного контроля, разобрать ответ на этот вопрос и похвалить тех, кто дал правильный ответ.

При проведении лабораторных работ оперативный контроль ставится в начале занятия. Так как во время урока учащиеся используют уже имеющиеся у них знания и умения, целесообразно провести актуализацию. Задачей такого вида контроля является не только повтор каких-либо знаний, но и возможность натолкнуть учащихся на примерный ход работы. Одним словом, учащиеся должны самостоятельно найти способ достичь цели работы с помощью имеющегося оборудования. В ВУЗах, в основном, проводятся лабораторные практикумы, на которых студенты делятся на группы и выполняют различные работы. Проводя оперативный контроль, нужно учесть, что придется обхватить большой объём материала.

Если провести оперативный контроль в середине занятия, его задачей будет являться вспоминание какого-либо теоретического материала, который поможет правильно обработать результаты работы, например, принципы вычисления ошибок. В таком виде оперативный контроль мало эффективен и практически не нужен, так как все эти знания можно повторить и в начале занятия. Кроме того, вмешательство в работу учащихся в середине урока лишь нарушит нормальный её ход.

Провести контроль в конце занятия, значит подвести итоги проделанной работы. В этом случае проводится краткий повтор тех знаний, которые учащиеся получили в ходе работы. Простейшим вариантом такого контроля является вывод, который ученики делают в конце работы, именно в нём они описывают, чего они добились и что узнали.

Заключение:

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована литература по теме исследования. Определены цели и задачи исследования и составлен план его выполнения. Как уже указывалось, основной целью является организация оперативного контроля при выполнении лабораторных работ. В основу методики осуществления оперативного контроля положен следующий момент: перед проведением работы необходимо проверить основные теоретические знания учащихся. Форма проведения проверки – тест. Затем учитель с учащимися должны выбрать оптимальную схему сборки установки и разработать ход проведения работы. Для проведения педагогического эксперимента были составлены конспекты урока, основной целью которых является организация оперативного контроля. Уроки - лабораторные работы были поведены в 8«А» классе по следующим темам: «Изменение силы тока в цепи реостатом», «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра», «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Учащиеся, в основном, за выполнение работы получили «4» и «5». Предложенная методика проведения лабораторных работ имеет преимущество перед традиционной методикой. В целом, такой подход к работам вызвал у учащихся интерес. Была разработана новая работа для практикума в ВУЗе. В силу неимения оборудования она не была проведена. Организация контроля при проведении этой работы осуществляется по такой же схеме.

Похожие работы на данную тему