Организация оперативного контроля при выполнении лабороторной работы по физике в школе и Вузе

Название работы: Организация оперативного контроля при выполнении лабороторной работы по физике в школе и Вузе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Физический эксперимент как метод изучения нового

материала……………………………………………………………………..5

§1 Психолого-педагогическая основа физического эксперимента……….5

§2 Физический эксперимента как метод исследования явлений

природы…………………………………………………………………...18.

§3 Роль физического эксперимента при изучении физических

явлений…………………………………………………………………….22

§4 Виды физического эксперимента. Требования к нему…………………26

Глава 2 Организация оперативного контроля при проведении

лабораторных работ по физике………………………………………….34

§1 Лабораторные работы как метод обучения и закрепления

знаний о явлениях природы……………………………………………...34

§2 Традиционная методика проведения лабораторных работ…………….37

§3 Организация оперативного контроля при проведении

лабораторных работ по физике…………………………………………..43

§4 Педагогический эксперимент по проверке эффективности

использования оперативного контроля при проведении

лабораторных работ………………………………………………………48

Заключение…………………………………………………………………...50

Библиография…………………………………………………………………51

Приложения…………………………………………………………………..53

Выдержка:

Введение.

Эксперимент является методом наглядности изучения нового материала. Существует несколько форм физического эксперимента. Особое внимание нужно обратить на методику проведения лабораторных работ. Как правило, лабораторные работы выполняются по готовым инструкциям, знания на таких занятиях носят репродуктивный характер. Учащиеся не занимаются самостоятельной деятельностью, а точно воспроизводят команды учителя. Существует потребность в изменении хода лабораторных работ, посредством метода, который называется – оперативный контроль. Оценка за работу ставится по отчёту, написанному учащимся, не учитывается уровень знания учащимися оборудования, принципов его использования, теоретической базы. Предполагается, что они знают материал, используемый в работе. Экспериментальные данные не прививаются в той мере, которой должны. Нужно, чтобы работу выполнял каждый в отдельности, учитывать активность при выполнении, оценивать уровень знаний. Оценивать работу стоит по многим параметрам, а потом выводить общую.

В данной работе выдвинута гипотеза: применение оперативного контроля при выполнении лабораторных работ способствует улучшению знаний, умений, навыков учащихся.

Цель: доказать эффективность применения оперативного контроля при проведении лабораторных работ.

Задачи:

• разработать методику применения оперативного контроля во время проведения лабораторных работ;

• провести несколько лабораторных работ (педагогический эксперимент);

• сделать выводы по итогам эксперимента.

Оперативный контроль должен повлиять не только на качество усвоения знаний, но и на принцип работы учащихся на уроке. Развитие у учащихся способности творчески мыслить – вот одна из задач оперативного контроля. Эксперимент предполагается провести в среднем звене, поскольку там учащиеся более подвержены внедрению нетрадиционных приёмов.

1. Физика - наука о простейших формах движения материи и соответствующих им наиболее общих законах природы. Физика неразрывно связана с математикой. Она принадлежит к числу точных наук и выражает свои понятия и законы на математическом языке. С физикой тесно связаны другие естественные науки (химия, геология, биология и др.), так как в них широко используются физические понятия, законы и методы исследования природных явлений, а также различные физические приборы.

Физика - наука экспериментальная. Эксперимент, т. е. наблюдение исследуемого явления в точно контролируемых условиях, является одним из основных методов исследования в физике.

Знания, полученные с помощью физического эксперимента, о явлениях природы запоминаются учащимися в качестве абстрактных образов, которые не имеют под собой никакой практической основы. Знания в таком виде не смогут в полной мере быть надёжным опорным материалом для дальнейшего обучения. Любые знания, умения, навыки нужно закреплять. Методов закрепления приобретённых знаний и умений существует несколько: различного рода задачи, лабораторные и практические работы, физические практикумы, самостоятельные и контрольные работы и др. Одни методы закрепляют практические навыки, другие – теоретические знания.

Библиография.

1. Голин Г.М. «Вопросы методологии физики в курсе средней школы». Москва «Просвещение» 1987г.

2. Демков В.П. «Физика. Теория. Методика. Задачи. Учебное пособие». Москва «Высшая школа» 2001г.

3. Марголис А.А, Парфеньтева Н.Е., Иванова Л.А. «Практикум по школьному физическому эксперименту». Москва: Просвещение 1977 г.

4. Перышкин А.В. ,Родина Н.А. «Физика 8 класс»: Москва: Просвещение, 1989 г.

5. Перышкин А.В. «Физика 8 класс», Москва: Дрофа, 2005 г.

6. Покровский А.А., Зворыкин Б.С. «Фронтальные лабораторные работы по физике в средней школе».

7. Пушкарёв А.З. «Тесты по физике как одно из средств управления познавательной деятельностью учащихся». Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Челябинск: ЧГПУ, 1999г.

8. «Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе». Под редакцией С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. «Академия» 2002г.

9. «Методика использования физического эксперимента в учебном процессе. Сборник научных трудов», Свердловск: СГПИ, 1985 г.

10. «Методические рекомендации по изучению фундаментальных экспериментов в курсе физики ср. школы. Материалы к эксперименту». МГПИ 1987г.

11. «Проблемы учебного физического эксперимента. Сборник научно-методических трудов». Глазов: ГГПИ 1995г.

12. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. Книга для учителя». Москва: Просвещение, 1991 г.

13. «Совершенствование экспериментальной подготовки учителя физики в пед. ВУЗе. Сборник научных трудов». Свердловск 1989г.

14. «Теория и методика обучения физики в школе. Общие вопросы.» Под редакцией С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. «Академия» 2000г.

15. «Теория и методика обучения физики в школе. Частные вопросы». Под редакцией С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. «Академия» 2000г.

16. «Школьный физический эксперимент. Методическое руководство к лабораторным занятиям». Часть 1. МГПИ 1985г.

17. //Физика в школе: №5, №1, №3 2004 г.

Похожие работы на данную тему