Формирование познавательного интереса к русскому языку во внеурочной работе

Название работы: Формирование познавательного интереса к русскому языку во внеурочной работе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение.3

Глава I. Психолого-педагогические основы проблемы формирования познавательных интересов младших школьников.6

1.1 Педагогический аспект проблемы интереса.6

1.2 Понятие «познавательный интерес», его структура.12

1.3 Пути и средства формирования познавательного интереса у младших школьников.25

Выводы по главе I.34

Глава II. Внеурочная работа по русскому языку в начальной школе как одно из средств формирования познавательного интереса .36

2.1 Основные направления внеурочной работы по русскому языку с младшим школьниками.36

2.2 Виды и формы внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе.52

Выводы по главе II.74

Заключение.76

Библиографический список.79

Приложение.84

Выдержка:

Введение:

Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

В развитии пытливой и творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности – главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В. В. Розановой сказано: «Интерес – внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого - , чего - нибудь» [38,180].

Следовательно, каждый учитель, планируя урок, продумывает и проектирует его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, поддерживаемый от урока к уроку.

Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что преобладает доля незначительного интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохом материальном обеспечении.

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Отсутствие интереса, нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность, плохую успеваемость и по другим предметам.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является наличие сформированного интереса к учебной деятельности.

Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения.

Этой проблеме посвящены работы ученых: Н. А. Беляева, Л. И. Божович, В. Б. Бондаревского, А. Г. Ковалева В. А. Крутецкого, Г. И. Щукиной и других.

Глава 2:

Специфика указанных методов при использовании на внеклассных занятиях определяется прежде всего большой долей непринужденности учащихся в работе, когда перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чем говорил в ходе занятий учитель. А эта непринужденность, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создает атмосферу большой заинтересованности учащихся в работе [43, 6].

Во внеурочной работе также используются следующие методы работы учителя, руководителя и учащихся:

а) исследования;

б) индивидуальная работа по интересам;

в) творческая деятельность;

г) решение познавательных, субъективно – творческих задач;

д) моделирование, программирование, алгоритмизация и т.п. [17,445].

На внеклассных занятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся. Все это, способствуя успешной реализации принципа занимательности, порождает у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики и, следовательно, формирует познавательный интерес к русскому языку.

Учитель имеет право вносить во внеурочную работу много такого, что наиболее полно соответствует специфике коллектива учащихся, с которым он работает. Однако сказанное вовсе не означает, что в организации внеклассных занятий не должно быть планомерного начала, что отсутствие строгой регламентации как содержания, так и методов обучения допускает отказ от четких организованных форм проведения занятий с учащимися. Подобный подход к делу не только не способствовал бы утверждению творческого начала в работе учителя с учащимися, а, напротив, серьезно мешал бы успешной реализации многих задач обучения и воспитания школьников, так как отсутствие системы в занятиях в корне противоречит задаче дать учащимся осознанные и прочные знания.

Итак, внеурочная работа по русскому языку проводится в свободное от занятий время. Она преследует ряд задач. Внеклассная работа по русскому языку основывается на общедидактических принципах (принцип научности, принцип последовательности и систематичности, принцип преемственности и перспективности, принцип доступности), однако имеет и некоторые специфические принципы, присущие только ей.

Заключение:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательного интереса позволил сделать следующие выводы:

Проблема формирования познавательного интереса в педагогике существует давно и является актуальной в теории и практике обучения детей. Ей посвящены исследования выдающихся педагогов и психологов прошлого и настоящего: С.Л.Рубинштейна, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Г.И.Щукиной и др.

Интерес очень сложное и значимое для человека образование, поэтому имеет множество трактовок. Определение, принадлежащее А.В.Петровскому, является, по нашему мнению, наиболее полным: «Интерес-это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности».

Для успешного обучения наиболее важен особый вид интереса - познавательный интерес. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к способам приобретения знаний. Область познавательного интереса составляет познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение способами получения знаний и содержанием учебных предметов.

Одной из главных задач современного обучения является формирование стойкого познавательного интереса у учащихся, так как от него зависит качество обучения. Большие возможности для формирования познавательного интереса открываются во внеурочной работе. Внеклассная работа проводится в свободное от занятий время. Она преследует ряд задач, основной из которых является формирование познавательного интереса к русскому языку. Внеурочная работа по русскому языку основывается на общедидактических принципах, однако имеет и некоторые специфические принципы, присущие только ей.

Похожие работы на данную тему