Воспитание скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры

Название работы: Воспитание скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение.

Глава I. Скоростные способности как один из видов двигательных способностей

1.1. Понятие и виды скоростных способностей.

1.2. Средства и методы воспитания скоростных способностей.

1.3. Методика воспитания и оценки скоростных способностей.

Выводы по первой главе.

Глава II. Развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

2.1. Морфофункциональные особенности развития детей младшего школьного возраста.

2.2. Особенности развития физических качеств детей младшего школьного возраста.

2.3. Развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список используемой и цитируемой литературы.

Приложения .

Выдержка:

Введение:

Проблема совершенствования процесса физического воспитания учащихся является одной из первостепенных, и обусловлено это низким уровнем состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков.

Актуальность исследования определяется следующими факторами.

Одним из направлений в теории и методиках физического воспитания и спорта в нашей стране являются исследования по проблемам развития скоростных способностей. Статьи авторов Б.И. Бутенко (1989), Б.В.Валик (1999), обращают наше внимание на развитие скоростных способностей у начинающих спортсменов. Большое количество авторов предлагают ответ на вопрос как воспитывать скоростные способности (В.И Лях, 2000, М.И. Поляков и др ). Специалисты считают, что во время естественного роста и развития ребенка доиться наилучшего прироста и положительных сдвигов воспитании каждого физического качества можно, опираясь на сенситивные периоды в их развитии. (Б.А. Ашмарин, 1990; Н.В, Зимкин, 1979; В.И. Лях, 2000; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов,2000; Н.Г. Озолин, 1970; В.П. Филин, 1974 и др.). Значительное число исследователей (Б.А. Ашмарин, 1990; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000 и др.) рассматривают возраст от 6 до 11 лет как период сенситивного развития скоростных способностей. По их мнению, скоростные качества младших школьников проявляются довольно слабо, но в возрасте с 6 до 9 лет быстро формируются способности выполнять движения с максимальной частотой. Именно младший школьный возраст является периодом наиболее продуктивным в развитии скоростных способностей. Конечно, скоростные качества в большей мере заложены от рождения, но если не упустить возраст их формирования, то и скоростные способности возможно развивать до высокого уровня.

Глава 2:

Проведенный анализ литературных источников показал, что развитие скоростных качеств у детей младшего школьного возраста должно осуществляться на каждом уроке физической культуры. Только при соблюдении этого условия обеспечивается существенный прирост скоростных качеств.

Средства для развития скоростных качеств можно планировать в виде комплексов из 6 - 8 упражнений (для рук, ног, туловища; 2-3 эстафет – линейных или встречных) между которыми включают 2-3 задания на быстроту реагирования на внезапный сигнал или на внимание. Упражнения с детьми 6 - 7 лет повторяют 4 - 6 раз, дистанция эстафетного бега у них составляет 6 - 8 метров (12 - 16 метров в обе стороны); у 7 - 8 – летних соответственно 6 - 8 и 8 - 10 метров (16 - 20 метров в обе стороны); у 8 - 9 – летних 8 - 10 раз и 1012 метров (20-25 метров в обе стороны); у 9 - 10 – летних – 10 - 12 раз 12 - 16 метров (25 - 30 метров в обе стороны).

Главным средством развития скоростных качеств в играх-эстафетах следует считать бег в разных вариантах. При этом важно отметить, что в условиях эстафетного бега дети выполняют движения быстрее. Например, дистанцию 16 метров в играх-эстафетах они пробегают быстрее, чем в гладком беге, на 0,2 - 0,3 секунды.

Помня о том, что у младших школьников быстро наступает утомление, комплексы упражнений и игры необходимо применять в первой половине основной части урока. Между отдельными упражнениями следует делать паузы для отдыха продолжительностью 15 секунд после выполнения упражнений для рук и 25 - 30 секунд после упражнений для ног. Рекомендуется проводить командные игры (3 - 4 команды по 8 - 10 человек в каждой).

Соревновательный метод проведения упражнений с детьми 6 - 7 лет целесообразно использовать не чаще, чем через 2 урока, с 7 - 8 и 8 - 9 –летними - через 1 урок, а с 9 - 10 – летними – каждом уроке. На начальном этапе применения соревновательного метода, особенно с детьми 6 - 7 лет, в упражнениях скоростного характера ученики должны сначала состязаться на технику выполнения движений (кто правильно или кто точно выполнит) и лишь при условии, что навык закреплен, включают задания «Кто бысрее?».

Приспособление организма ребенка к систематически повторяющейся нагрузке зависит от возраста, поэтому с детьми 6 - 7 лет один и тот же комплекс проводят в течение 4 - 6 уроков, с 7 – 8 -летними – 4 уроков, с детьми 8 - 10-лет – 2 - 3 уроков. Повторение пройденного комплекса можно планировать не раньше, чем через месяц. В этом случае дети снова проявляют к нему интерес.

На уроках рекомендуется: включать в комплексы лишь упражнения, хорошо освоенные занимающимися; применять в начале обучения оптимальные скорости при выполнении упражнений; добиваться свободы движений; использовать звуковые и зрительные сигналы, способствующие выполнению определенного (ускоренного) темпа движений; учитывать при повторении движений не количество упражнений, а настрой учеников на их выполнение с предельной скоростью и частотой; темп выполнения упражнений варьировать от быстрого до очень быстрого; с учащимися 6-7 лет до проведения игр и эстафет разучивать незнакомые элементы, входящие в их состав; для учеников начальных классов использовать наглядный метод (его применение требует от учителя образцового показа деталей изучаемого движения).

Заключение:

На основе анализа литературы по проблеме исследования, нами был сделан ряд выводов:

1. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих физических способностей. Среди физических способностей, наиболее интенсивно развивающихся в младшем школьном возрасте, выделяют скоростные и координационные способности (простые координации), а также способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

2. Быстрота выражается в способности человека совершать движения в минимальное для данных условий время. Качество это, сложное по своей структуре, имеет и второе название - скоростная способность. Основная особенность скоростных качеств в младшем школьном возрасте - в интенсивном развитии способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела.

Поэтому целесообразны упражнения, требующие быстрой реакции на заранее обусловленный сигнал (звуковой, зрительный, тактильный), быстрых локальных движений и кратковременных перемещений.

3. Важнейшее средство развития быстроты - кратковременный бег в разных вариациях. Основной метод - повторный. Интервалы отдыха между упражнениями – 2 - 3 мин. Движения выполняют с предельным усилием, чтобы как можно быстрее добиться максимальной скорости. Число повторений - не более 4 - 6. 5. считать бег в разных вариантах. При этом важно отметить, что в условиях эстафетного бега дети выполняют движения быстрее.

Средства для развития скоростных качеств можно планировать в виде комплексов из 6 - 8 упражнений (для рук, ног, туловища; 2-3 эстафет – линейных или встречных) между которыми включают 2-3 задания на быстроту реагирования на внезапный сигнал или на внимание.

Помня о том, что у младших школьников быстро наступает утомление, комплексы упражнений и игры необходимо применять в первой половине основной части урока.

4. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнений на фоне спокойного состояния центральной нервной системы, поэтому упражнения на развитие скорости проводят в начале основной части урока.

Похожие работы на данную тему